От трёх до пяти «Уходящий год был трудным для Ирана»
Персоны
Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии «Вестей ФМ» – старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, востоковед, профессор, специалист по Ирану Владимир Сажин.
САЖИН: Вы, Евгений Янович, совершенно правильно сказали, что Иран для нас очень важная страна. И не только для нас. Потому что всё-таки Исламская республика Иран – это население 82 миллиона человек, это мощнейшая для Ближнего и Среднего Востока армия, по разным данным, от 550 до даже 900 тысяч человек. Это активная внешняя политика Тегерана и причём, прежде всего, на Ближнем, конечно, Востоке. И, безусловно, это влияет и на общемировые тенденции в политике. То, что происходит внутри Ирана, в свою очередь влияет на все те процессы, о которых я говорил. И надо сказать, что ситуация в Иране очень-очень сложная. Конечно, никто не говорит, что завтра эта страна, я имею в виду не Иран, потому что Ирану уже более трёх тысяч лет, а Исламской Республике Иран близок конец. Конечно, нет. Безусловно. Но те тенденции, которые сейчас наблюдаются и наблюдались в уходящем 2019 году, конечно, очень тревожные для Исламской Республики Иран. Здесь много причин, как и чисто внутренних, так и внешних.
Вы знаете, что 8 мая 2018 – прошлого – года Соединённые Штаты вышли из совместного всеобъемлющего плана действий, из ядерной сделки. Но если бы вышли сами по себе, так бог с ними! Вот. Так они же ввели против Исламской Республики Иран жесточайшие санкции. До марта – апреля этого уже, 19 года Вашингтон, Белый дом, дал некоторые послабления в плане закупок нефти и Ирана восьми странам, и это немножко сдерживало вот ту жёсткость, которую собой представляли санкции. Однако ж Трамп, президент США, решил всё-таки с этими льготами покончить, и практически с весны этого года такая возникла нефтяная блокировка Ирана и, надо сказать, с точки зрения Вашингтона, довольно-довольно эффективная. Почему? Я просто приведу такой пример. В апреле 18 года Иран экспортировал порядка 2,5 миллионов баррелей нефти в сутки. Там иногда 2 миллиона 600 тысяч, иногда даже 2 миллиона 800 тысяч, но в среднем где-то 2,5 миллионов баррелей в сутки. Сейчас он экспортирует, я имею в виду официально, экспортирует по разным данным от 100 до 350 тысяч баррелей. Представляете, какой спад продаж?
КОРНЕЕВСКИЙ: И небось ещё со скидкой, или нет?
САЖИН: Некоторые там идут со скидкой, но, конечно, здесь не учитываются чёрные и серые пути продажи, экспорта нефти.
Полностью слушайте в аудиоверсии.