Авторские материалы Киберсамобичевание: зачем подростки травят самих себя?
Персоны
Кибербуллинг против самих себя. На Западе всё больше подростков отправляют оскорбительные комментарии и сообщения себе же. По мнению психологов, так они пытаются привлечь к себе внимание. Но иногда цифровое самоповреждение доводит до суицида в реальности. Грозит ли России волна онлайн селфхарминга? Можно ли распознать признаки опасного увлечения? Разбиралась корреспондент «Вестей ФМ» Александра Писарева.
"Киберсамобичевание", "автотроллинг", "селфмоббинг", "автобуллинг" – относительно новое явление специалисты называют по-разному. Суть одна – подростки травят сами себя. Пишут унизительные комментарии и сообщения с других аккаунтов. Иногда правда вскрывается после трагедий. В 2013 в Великобритании с собой покончила 14-летняя девочка. Отец был уверен, что ее кто-то терроризировал в соцсетях. Выяснилось, что оскорбительные записи отправляла она сама. В 2016 похожая история произошла в Штатах.
По данным западных ученых, каждый 10-й подросток пробовал вредить сам себе – физически. Сколько проявляли такое виртуальное насилие над собой – установить труднее. В одном из исследований говорят о тех же 10%. Причем за последние 3 года цифра выросла почти в 2 раза.
Опрос, проведенный среди 5 с половиной тысяч американских подростков, показал, что офлайн- и онлайн-поведение в этом плане связаны напрямую. Школьники, которые признавались в депрессивном настроении, в 5 раз чаще были склонны к селфкибербуллингу. С одной стороны, это можно расценивать как действие из любопытства или попытку привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, заставить других опровергать записи. С другой – свидетельствовать о серьезных отклонениях, поясняет психолог клиники «Династия» Елена Шубина:
ШУБИНА: Я бы рассматривала это в двух плоскостях. С одной стороны, да, это один из способов привлечь к себе внимание, разрекламировать себя, посмотреть, что из этого выйдет. Но я бы здесь не упускала другую проблему: не начальное ли это проявление психических заболеваний? Я бы порекомендовала сразу идти к специалистам. Потому что здесь есть угроза жизни человека. Если есть такое проявление – значит с ребенком что-то не в порядке, ему нужна помощь.
Такого же мнения придерживаются иностранные специалисты. В США ученые даже предлагали социальным сетям проверять такие сообщения, чтобы узнать, не были ли они отправлены с IP-адреса хозяина профиля. И в случае чего – показывать пользователям рекламу психотерапевтов или служб поддержки. Технически это вполне осуществимо, считает эксперт по кибербезопасности Андрей Масалович:
МАСАЛОВИЧ: Очень сильно совершенствуются средства, которые позволяют проводить так называемую деанонимизацию. То есть определять, кто звонил, кто писал, откуда вышел. И эта дисциплина очень сильно продвинулась. То есть если человек специально не прячется, то его обнаружить достаточно легко. Параллельно развиваются средства для скрытия присутствия и анонимизации. Всяческие хакерские штучки, технически они достаточно совершенны. Подозреваю, что подростки ленивы, не очень продвинутые, я имею в виду в хакерстве, поэтому меры будут эффективны.
Но это – вопрос будущего, а проблема существует уже сегодня. В первую очередь отслеживать психическое состояние детей должны родители, уверена психолог Елена Шубина. Есть несколько важных моментов:
ШУБИНА: Если у родителей есть доступ – родительский контроль достаточно распространен – то это один из критериев. Другой критерий – когда ребенок целенаправленно причиняет себе физические повреждения. Еще один критерий – если ребенок бьет себя в психологическом смысле: уничижает сам себя, жалуется, что с ним что-то не то, что он плохой. Плюс депрессивное настроение.
Если ты сам себе тролль, то кнопка «заблокировать» не поможет, нужна помощь специалистов. По некоторым данным, российские школьники в целом страдают от кибербуллинга чаще своих сверстников в Европе – обидные сообщения получает каждый десятый подросток. При этом жаловаться родителям они готовы реже.