Культурное путешествие Как возник и работает Центр Вознесенского
Персоны
Новое культурное пространство Москвы – Центр Вознесенского.
СТУПАК: Приветствую всех слушателей радиостанции "Вести ФМ". В студии Полина Ступак и Марат Сафаров. В эфире программа "Культурное путешествие". Марат, здравствуйте.
САФАРОВ: Здравствуйте, Полина.
СТУПАК: В Москве совсем недавно открылось новое культурное пространство: в историческом районе на Большой Ордынке находится старинный особняк 19-го века, в котором отныне расположился Центр Вознесенского, оснащенный по последнему слову техники. Место это было выбрано не случайно, как я полагаю, потому что именно с Замоскворечьем связано детство Андрея Андреевича Вознесенкого, а недалеко в Лаврушенском переулке произошла знаменитая встреча с Борисом Пастернаком. Поговорить об этом доме, о его наполнении и о других значимых в жизни поэта московских адресах мы пригласили директора Центра Ольгу Варцеву и арт-директора Центра Антона Каретникова. Уважаемые гости, здравствуйте, приветствуем вас в студии.
ВАРЦЕВА: Добрый день.
КАРЕТНИКОВ: Добрый день.
СТУПАК: Давайте начнем с самого начала. Как зародилась идея создания центра, и почему это не музей, а именно такой культурный центр, культурное пространство?
ВАРЦЕВА: Идея создания Центра родилась после того как в 10-м году вышло постановление правительства о том, что нужно сделать дом-музей Андрея Вознесенского. Долгое время, несколько лет Зоя Борисовна пыталась это организовать, но от принятия решения до реализации так и не дошло. И в какой-то момент она пришла к сыну Леониду и сказала: "Ну давай сами сделаем". И было принято решение уже делать самостоятельно это всё. Но ключевым моментом было решение делать не дом-музей Андрея Вознесенского, а современное пространство, культурный центр, что, в общем-то, сейчас мы и имеем.
САФАРОВ: То есть, собственно говоря, Леонид Богуславский (я напомню, это известный предприниматель российский).
ВАРЦЕВА: Инвестор года.
САФАРОВ: Инвестор года, да. Собственно, выкупил это помещение, да? То есть особняк 19-го века, он фактически в собственности Центра Вознесенского, это не арендная площадка?
ВАРЦЕВА: Ну для нас это арендная площадка.
САФАРОВ: Но в собственности семьи Андрея Андреевича Вознесенского.
ВАРЦЕВА: В собственности, да, семьи.
САФАРОВ: Понятно. А собственно, вот если говорить о дизайне, об организации этого пространства, были сразу какие-то идеи, или это в процессе уже работы? Все так чудесно, мы с Полиной посетили совсем недавно Центр Вознесенского, замечательную выставку посетили, о которой мы сегодня поговорим. Вот это все было сделано как-то концептуально, или уже по мере вот собственно освоения помещения приходили идеи?
ВАРЦЕВА: Нам достался Центр уже отреставрированным готовым пространством. Оно было нейтральное, но оно уже было готово. Мы просто довнесли внутрь содержание, а здание было уже не нами.
САФАРОВ: И вот идея, которая… вернее, вопрос, который всегда приходит, я думаю, многим гостям Центра Вознесенского на ум, это музей должен был бы быть с артефактами, с подлинными вещами, или сразу же вот такая культурная площадка, Антон?
КАРЕТНИКОВ: Вы знаете, когда было размышление о том, что делать, стало понятно, что классический литературный музей с аретфактом, с миром Вознесенского – это, конечно дом Вознесенского в Переделкино, где Зоя Борисовна (дай бог еще много лет здравствовать и быть активной) до сих пор живет. Поэтому это и будет, конечно, их совместный дом и совместный музей. Поэтому об этом речь сейчас не идет, потому что все фонды, все архивы, все вещи там. И Леонид Борисович хотел, чтобы это было что-то более современное, чем классический литературный музей. Потому что классический литературный музей – это достаточно узкая парадигма, что вот здесь личные предметы, вот здесь мы говорим о творчестве, здесь мы говорим о контексте.
САФАРОВ: И все-таки он должен создаваться, вероятно, такой музей действительно в том пространстве, где литератор, персонаж жил сам. А если это здание ну так опосредованно, только вот, что называется, квартально относится к жизни Вознесенского, а не мемориального какого-то наполнения, все делать сразу будет очень искусственно. Поэтому, наверное, это единственно правильное решение...
Слушайте в аудиофайле!
Культурное путешествие. Все выпуски
- Все аудио
- Культурное путешествие