Авторские материалы Глупый «умный» холодильник: сколько можно отсудить за некачественную технику
Персоны
Москвичка отсудила у компании LG 2 миллиона рублей за неверное поведение «умного» холодильника. Из-за того, что агрегат сам перевел себя в аварийный режим, в квартире женщины произошёл пожар. В качестве ответчика выступал российский представитель южнокорейской компании. Она считает, что техника была качественной, а пострадавшую подвела проводка. Однако суд встал на сторону истицы и удовлетворил иск. О том, как может подвести даже самая «умная» и дорогая техника – корреспондент «Вестей ФМ» Марина Костюкевич.
В квартире жительницы района Люблино Светланы Камышевой произошёл пожар. Эксперты установили: первопричина – "умный" холодильник. Он сам перевелся в аварийный режим, от компрессора пошел теплый воздух, вспыхнули обои, а дальше – возгорание.
Казалось бы, очевидно, что дело – в глупости «умного» холодильника. А точнее, его производителей. Дефект – налицо. Потому Светлана в первую очередь обратилась к компании, пыталась решить дело миром. То есть договориться о компенсации. Но понимания не нашла. И тогда пошла в суд. И тот уже обязал компанию вернуть все сполна. Во-первых, удовлетворили сумму иска на 1 404 000 рублей. Во-вторых, выписал штраф за отказ решить дело миром – 732 000. В-третьих, обязал компенсировать моральный вред в размере 60 000 рублей. В-четвертых, постановил возместить судебные расходы в 9 000. Одним словом, теперь Светлана может сделать в квартире ремонт, устранив последствия пожара.
Компания, безусловно, от такого решения не в восторге. Она вообще всё случившееся списала на проводку. Но экспертиза это не подтвердила.
Официальная позиция компании LG: “В связи с появившимися сообщениями в медиа о решении суда по делу №02-1958/2019, ООО «ЛГ Электроникс РУС» обращает внимание, что для них нет оснований. Решение не вступило в законную силу. 20 мая 2020 года должна была состояться апелляция, но Истец (потребитель) не явился на судебные разбирательства. Рассмотрение дела перенесено на 10 июля 2020 года. Данные по решению суда, указанные в публикациях, не соответствуют действительности по нескольким фактам. Пожар был в июне 2018 года, а не в 2019 году. Согласно выводам, изложенным в судебном заключении эксперта № 098/19 пожарно-технической экспертизы от 24.05.2019 года, «на представленных остатках бытового холодильника LG отсутствуют признаки аварийных режимов работы, указывающие на его причастность к источнику зажигания». По мнению ООО «ЛГ Электроникс РУС», на основании независимого технического заключения, причиной пожара является электроудлинитель, а не холодильник компании LG”.
Подобных случаев немало. Дорогая, с хорошими гарантиями техника от самых разных производителей (включая известных) горит, замыкает, протекает и ломается. Зачастую компании от прямого диалога с владельцами отказываются или предлагают в качестве переговорщиков своих юристов. И уже при первом разговоре с ними хозяину техники становится понятно: ему ничего не положено. В лучшем случае могут предложить скидку на новую покупку.
А в то же время, говорят защитники прав потребителей, именно продавец и производитель должны нести ответственность перед потребителем. И если дело в устройстве, то его должны заменить на аналогичную. Ведь хозяева бытовой техники, которая дала сбой, порой вынуждены устранять серьезные последствия. Затопленные этажи в домах из-за неисправности в стиральных машинах, пожары из-за кофеварок и «взбесившихся» тостеров, задымления в духовках – это все реалии нашей жизни. А в ответ – игнор от продавцов и производителей.
Наглость, хамство, запугивание и полный отказ работать с клиентом – так описывают свой печальный опыт общения с продавцами техники после поломок пользователи соцсетей. «Им лишь бы продать, а дальше – трава не расти!», – выносят они вердикт.
Зато суды чаще всего выносят решения в пользу потребителя: иски тех, кому не повезло с техникой, удовлетворяются в 85% случаев. Им, как правило, присуждается не только сумма, заявленная в иске, но и штраф, возмещение морального вреда, а также всех судебных расходов, говорит юрист, адвокат, эксперт в области защиты прав потребителей Алишер Захидов. Ведь речь идет о дорогостоящих товарах.
ЗАХИДОВ: Имеет смысл идти в суд, потому что это не какие-то «левые» компании, это компании, которые обычно ведут легальный бизнес и легально находятся на российском потребительском рынке, не могут пропасть, не могут исчезнуть, они вынуждены выступать стороной в суде и доказывать свою правоту. По делам о защите прав потребителей обязанность доказывания того, что ты продал качественный товар, лежит не на потребителе. Потому обращения в суд имеют смысл, и часто такие дела выигрываются.
Безусловно, большая часть покупателей техники, особенно уже послужившей, старается вместо сломанной приобрести новую. Хотя доказать причину поломки и вернуть деньги можно и в случае, если техника – старая, говорят юристы. Показательна в этом смысле история, которая произошла недавно в Екатеринбурге. Житель этого города отсудил у импортера более 150 000 рублей за неисправный холодильник Liebherr стоимостью 89 900 рублей. Купил он его в 2012 году, то есть проработал холодильник достаточно долго. Со временем возникла неисправность. В сервисной службе, куда обратился его владелец, установили, что произошло отслоение задней стенки в холодильном отделении, результатом чего стала утечка. Отремонтировать это было невозможно. Сначала мужчина направил в представительство компании претензию с требованием о замене товара. Получил отказ. Затем просил отремонтировать холодильник. Снова отказ. Он попробовал вернуть деньги за товар. Но в компании и эту просьбу проигнорировали.
На юридическом языке это означает, что «в досудебном порядке урегулировать спор не удалось». Покупатель был вынужден обратиться в суд. И тот встал на его сторону. С представителя компании взыскали: стоимость товара – 89 900 рублей; неустойку – 30 000 рублей; 5 000 рублей компенсации морального вреда; штраф – 20 000 рублей; расходы на диагностику – 1 800 рублей; 5 000 рублей на юридические услуги и даже 206 рублей на почтовые расходы. Всего – 151 906 рублей. Ответчик пытался обжаловать это решение, но суд высшей инстанции оставил все без изменений.
Всем компаниям, производящим и продающим технику, это урок. Лучше договариваться напрямую с владельцем! Это и по репутации не так серьезно ударит, да и по финансам – тоже, указывают юристы. Но при этом напоминают: конечно, это вовсе не означает, что надо бежать в суд, если оторвалась ручка у духовки. Отстаивать свои права и требовать возмещения ущерба можно, когда есть уверенность в том, что отказ в работе, поломка, особенно если она вызвала аварию, пожар, потоп, обрушения, случилась именно из-за неисправности этой техники. При этом важно учитывать гарантийный срок вещи и то, насколько четко соблюдались правила эксплуатации. Но в любом случае причину неисправности должна устанавливать экспертиза.