Авторские материалы COVID-полис – «липа»?
Персоны
Страховщики продают бесполезные COVID-полисы. Генпрокуратура нашла десятки тысяч «липовых» страховок от коронавируса. Договоры составлены так, что заражение вирусом не считается основанием для выплат. Кто рискует остаться без страховой защиты, разбирался обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов.
В середине марта граждане узнали о новой страховке – от коронавируса. Реклама обещает хорошую компенсацию в случае болезни: за день в стационаре страховые компании готовы платить клиенту от 300 рублей до 3 000. Хотя по факту лечение за свои деньги в коммерческой клинике обойдётся не менее чем в полмиллиона, и страховые выплаты ничего не покроют. В случае смерти страхователя его родственникам обещают миллион и больше. Сам полис от COVID-19 стоит «копейки» – около 500 рублей.
В договоре всё гладко: заболел – получи прибавку к больничному. Но Генпрокуратура нашла странности в таких полисах. Во внутренних документах страховщика заражение коронавирусом никак не прописано. Такой методички просто нет. То есть компания продают страховку, но не знают, как по ней платить. Комментирует гендиректор фирмы «Юрвиста» Алексей Петропольский.
ПЕТРОПОЛЬСКИЙ: Любой страховой продукт внутри компании должен быть строго регламентирован документами. Они должны быть прописаны в договорах, которые заключаются со страхователем. Должны быть прописаны чёткие алгоритмы – каким образом фиксируется заболевание, каким образом выплачиваются деньги, в каком объёме. Но всё это было проигнорировано, поскольку, по всей видимости, страховые компании не верили, что вирусная ситуация продлится долго.
Страховщики уверяют, что не отказывают в выплатах по COVID-19. Компания, которую проверяли прокуроры, получила несколько заявлений на компенсацию. По одному полису клиент якобы уже получил 80 000 рублей. Выплаты у других страховщиков тоже единичны. Нюанс в том, что деньги дают только при наличии официального диагноза и многочисленных тестов на COVID-19, поясняет менеджер страховой компании.
МЕНЕДЖЕР: Должен быть оригинал с печатью лечебного учреждения, диагнозом, сроками лечения и результатами анализов или иных методов диагностики, подтверждающих, что действительно выявили COVID-19.
Тесты на вирус могут давать разные результаты, и это будет поводом отказать в выплате. Так что вчитываться в детали соглашения особого смысла нет. Как и покупать его тем, у кого есть полис добровольного медицинского страхования. В них нередко вписаны вирусные болезни, к которым относится и COVID-19. Пусть он не отмечен отдельной строкой в ДМС, но выплаты по нему положены законом, говорит судебный эксперт Руслан Калинин.
КАЛИНИН: Коронавирус существует очень давно, и раньше он вызывал заболевания у человека; только он вызывает обычно ОРВИ, проще говоря, насморк. Естественно, добровольное медицинское страхование предусматривает оплату страховщиком медицинских услуг, оказанных при остром вирусном заболевании. И коронавирус не может быть исключением на том основании, что о нём никто не знал.
Юристы единодушны: покупая полис от коронавируса, люди по факту страхуют свой страх. Причём с неясными перспективами выплат в случае болезни или смерти, говорит Алексей Петропольский. У нас крупные страховые выплаты можно "выбить" только через суд.
ПЕТРОПОЛЬСКИЙ: Для страховщиков это издержки и где-то даже убытки. Поэтому они стараются всячески затягивать сроки и выплачивать деньги, только пройдя все судебные инстанции, тем самым выиграв время и продав ещё дополнительные страховые полисы.
Прокуратура проследит за выплатами гражданам, купившим страховку от коронавируса. Кроме того, продавцы таких полисов теперь – на особом контроле у Центробанка. Так что граждане с подтверждённым диагнозом рано или поздно получат компенсацию. Но, скорее всего, меньше, чем обещали страховщики. Во многих договорах прописана процентная «вилка» – сколько от максимальной суммы получит клиент. Это может быть как все 100%, так и всего 2%. И на руки дадут не 100 000, как указано в полисе, а в разы меньше.