Картинка

Служебный вход ГИТИС – это счастье

25 июля 2020, 02:10

Персоны

«ГИТИС – это космос, туда нужна ракета». Понимают ли сегодня абитуриенты, к кому поступают? История, настоящее и будущее этого легендарного учебного заведения. ГИТИС в жизни Иосифа Райхельгауза.

ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И сегодня гость, герой – это народный артист России, основатель и художественный руководитель Театра-школы современной пьесы Иосиф Райхельгауз, профессор ГИТИСа, выпускник ГИТИСа. Здравствуйте, дорогой и любимый Иосиф Леонидович.

РАЙХЕЛЬГАУЗ: Здравствуйте, дорогой Григорий Анатольевич.

ЗАСЛАВСКИЙ: Значит, у меня вопрос, он очень простой.

РАЙХЕЛЬГАУЗ: Да.

ЗАСЛАВСКИЙ: Как в вашей жизни появился ГИТИС? Собственно говоря, у вас все было хорошо и без ГИТИСа.

РАЙХЕЛЬГАУЗ: Нет-нет, ГИТИС появился намного раньше, чем все стало хорошо. И я ведь в юности не понимал, какую профессию выбрать. Я думал, что вот хорошо бы я жил в Одессе, и хорошо бы быть капитаном на очень большом судне, чтобы вот руководить этим судном, вести его куда-то. Где-то уже в первом классе я стал записывать, мало того, потом долго сохранял эти свои записи, и увидел, что вот там у меня есть некие литературные приемы. То есть я хотел быть писателем и понимал, что не могу стать писателем, потому что у меня не было письменного стола, а это для писателя я считал самым важным. И вот где-то уже там годам к 13-14 мне очень повезло, я познакомился там с потрясающей семьей театральных художников Ивницким. Потом я Михаила Борисовича Ивницкого… Кстати, вы, когда он умер, вы в «Независимой газете» предложили мне написать некролог, и я написал, и я потом улетел на похороны к Михаилу Борисовичу. Ну, в общем, вот эта семья мне стала что-то такое объяснять, объяснять о жизни, о том, какие были поэты, и это называлось «серебряный век», а какой был золотой, ну, в общем, все стали мне рассказывать.

И вот среди вот этих рассказов для меня вдруг стали мелькать слова, которые… ну, сегодня я даже не знаю, с чем эти слова можно сравнить: ГИТИС, ВГИК, МХАТ – вот как учебные заведения. Тогда нам в голову не приходила какая-нибудь Сорбонна или какой-нибудь Рочестерский университет с прекрасным театральным факультетом, где я много преподавал через очень много десятилетий. Но вот ГИТИС – это был какой-то космос, до которого, конечно же, нельзя добраться, потому что тут ты на автомобиле, а туда нужна ракета. Поэтому, конечно же, когда я первый раз в 16 лет решил поступать, я поехал поступать в Харьковский театральный институт. Бесконечно благодарен этому институту: он меня сразу отчислили, просто сразу с формулировкой…

ЗАСЛАВСКИЙ: Но вы поступили.

РАЙХЕЛЬГАУЗ: Да, я поступил. Я поступил, все было отлично, и вот я сдавал экзамены, и прекрасно. Мало того, там набирали, это невероятно, вот сейчас это диссертацию можно, там набирали, назывался факультет «режисэры украиньской драмы». То есть драма оказалась украинской, это было как украинская математика или еще что-то. Ну неважно, важно, что я счастлив, что они не приняли. Я уже вам говорил, недавно Адольфу Яковлевичу Шапиро – выпускнику этого института – радостно рассказывал, что какое счастье, Адольф Яковлевич, что я вот… Там везде висели его фотографии в библиотеке, такие старые еврейские билиотекарши-старушки говорили: Адольф Шапиро… Я вообще, когда это имя услышал, подумал: ну как можно жить с таким именем, да еще и в Харькове. В общем, дальше я там поработал артистом в одесском ТЮЗе.

ГИТИС – это что-то, вот как, это не может быть, это со мной несовместимо, это меня близко не подпустят. И я все-таки в Ленинградский театр музыки и кинематографии. И там я уже проучился чуть побольше, больше одного семестра. Борис Вульфович Зон, великий педагог, он меня отчислил с той же формулировкой «профессиональная непригодность». Я им сказал: ребята, вы напрасно, потому что пройдет несколько лет, и у вас со мной тут встреча в большом зале. Там еще было два института, был еще университет, я был еще и художественным руководителем театра университета, и все было-было-было. И я услышал, что в ГИТИСе набирает Эфрос. Вот к своим уже там 20 с чем-то годам я уже понимал, кто такой Эфрос, и я сюда рванул. И вот здесь был невиданный конкурс, был фантастический.

Слушайте в аудиофайле!

Служебный вход. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация