Авторские материалы В России легализуют рынки подержанных автозапчастей
Персоны
В России планируют создать легальный рынок подержанных автозапчастей. Совет Федерации предложил разрешить официально торговать номерными агрегатами, снятыми с утилизируемых машин. Например, двигателями и коробками передач. Новую программу утилизации сейчас также разрабатывают. Перед продажей нужно будет получить заключение экспертов о состоянии таких запчастей и дать на них гарантию автовладельцам. Схему будущей торговли подержанными деталями изучил корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.
Прежняя программа утилизации машин действовала в 2010 – 2011 годах. За сдаваемый переработчикам автомобиль его хозяин получал 50 000 рублей. Не на руки кешем, а в виде скидки на покупку новой машины, собранной в нашей стране. По прежним правилам все утилизированные автомобили подлежали сдаче на лом вместе с ценным запчастями и агрегатами, которые в принципе можно было бы пустить во вторичный оборот. Точнее, его также планировали, но что-то в прошлой программе утилизации пошло не так, напоминает исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин.
КОРОВКИН: Опять же, по той программе, если я принимаю автомобиль в утилизацию, заводы должны были построить цеха разборки. Потом от этого отказались и сказали: "Ну, давайте всё в шредер отправим и всё там переработаем. Потом по фракциям разделим и всё". Но, с другой стороны, масло, аккумуляторы шли на переработку. Есть уже какая-то часть вполне нормальных производственных площадок.
По новой программе переработчики смогут получить разрешение на торговлю подержанными запчастями. Причем не только мелкими, но и крупными, в сборе, которые получают собственные VIN. Но они перед продажей должны будут пройти независимую экспертизу. Как это будет происходить на практике, пока не очень понятно, констатирует председатель Союза техэкспертов РФ Сергей Зайцев.
ЗАЙЦЕВ: Надо навести порядок в системе сертификации, допустим, механических транспортных средств, агрегатов, узлов и систем. Так, чтобы не было продажных экспертов, а были лаборатории, которые могут оценивать соответствие на уровне испытаний и давать гарантию. И при этом нести ответственность, вплоть до уголовной, чего на сегодняшний день нет.
Рынок подержанных запчастей в России весьма активен и без регулирующих документов. Сотни магазинов и авторынков по всей стране предлагают детали на любую модель. Если всё-таки не найдут нужную, то можно сделать заказ, и пришлют импортные. Проблем особых нет. Но, как утверждают некоторые специалисты, сейчас б/у запчасти продают, как правило, без гарантии качества, что может быть опасно для дорожного движения. Я решил проверить, так ли это, позвонив в один из интернет-магазинов.
КОРР.: Здравствуйте. Извините, я бы хотел сначала спросить насчет гарантии. Вот я прочитал, что на «бэушные» запчасти как таковой гарантии нет. Срок для проверки запчасти – 7 дней. Это же не гарантия?
ПРОДАВЕЦ: Да, это получается – вот вы на руки получили деталь, 7 дней дается на проверку. То есть это как гарантия идет. В течение 7 дней вы используете, если всё хорошо, оставляете. Если нет, то запчасть нам возвращаете.
КОРР.: А если через 2 недели она сломалась?
ПРОДАВЕЦ: К сожалению, только 7 дней даем.
КОРР.: А если я попал из-за этой запчасти в ДТП через 3 дня?
ПРОДАВЕЦ: Здесь я вам, к сожалению, не могу ничего ответить.
Неизбежно возникает вопрос: даже если все эксперты станут безупречно честными и независимыми, где их найти столько на десятки тысяч б/у деталей, которые все будут требовать оценки? Каждую подержанную запчасть с микроскопом не исследуешь. А восстановленную коробку передач для экспертизы назад не разберешь. И здесь, видимо, придется брать на себя ответственность самим утилизаторам, уверен Игорь Коровкин.
КОРОВКИН: Тот, кто продает, должен написать декларацию о том, что он гарантирует, что эта деталь не причинит вреда автомобилю. Не надо говорить о том, что все тут будут под контролем. Здесь идёт декларирование производителем. Он проводит испытания. Если я какую-нибудь деталь восстановил, тот же компрессор воздушный, я взял, перебрал, кольца поменял. Ясно, что я там написал, что гарантирую безопасную эксплуатацию. И берет ответственность на себя тот, кто это продал, и тот, кто зафиксировал установку этой штуки на автомобиль.
Почти параллельно с планами легализации продажи б/у запчастей разрабатывают и их «черный список». Это те подержанные детали, которые ни при каких обстоятельствах нельзя устанавливать на автомобиль из-за их особой опасности для дорожного движения или экологии. В их число входят бывшие в употреблении глушители, рулевые рейки, катализаторы и сажевые фильтры, подушки безопасности, компоненты тормозной системы и ремни безопасности. Соответственно, если нужно поменять запчасть из этого списка, то только на новую.