Авторские материалы На двух колёсах по России: активисты исследуют первый туристический веломаршрут

19 сентября 2020, 02:03

Персоны

Сеть велосипедных дорожек опутает всю Россию. Первой нитью станет трасса Москва – Петербург. Проект национальной системы веломаршрутов поддерживает Ростуризм. Чтобы разметить и проинспектировать путь, в дорогу отправились активисты – преодолеть расстояние больше 1 000 километров они планируют за 2 недели. Маршрут хотят сделать не кратчайшим, а максимально живописным. По плану он пройдет через Торжок, Осташков, Великий Новгород и другие богатые достопримечательностями места. С подробностями – корреспондент «Вестей ФМ» Александра Писарева.

1150 километров на двух колёсах: из Москвы в Петербург отправилась исследовательская велоэкспедиция. Цель участников – подготовить маршрут, который может стать первым в национальной системе. В седле – и опытные любители, и новички, что логично. Это позволит увидеть трассу глазами всех возможных пользователей. Через Конаково, Тверь, Торжок, Осташков, Великий Новгород, Старую Руссу – всего на проезд заложили 16 дней.

Следить за перемещениями можно на специальном сайте. Там же – предлагать достопримечательности и вносить предложения: всё же местным многое виднее. Например, тверскую часть помогали составлять здешние велосипедисты. Старались сделать безопасный маршрут по дорогам с небольшим количеством машин и интересными местами. Но, судя по комментариям участников на карте, отсутствие даже минимальной инфраструктуры впечатление смазало.

Пока что велотуризм у нас не слишком популярен. Но статистика показывает, что интерес к нему растёт. Однако специалисты говорят: чаще речь идет не о многодневных междугородних заездах, а о походах выходного дня (считай: вокруг своего города). Сомнительно, сто наши соотечественники в ближайшей перспективе массово откажутся от all inclusive в пользу долгого кручения педалей, комментирует директор по развитию национальной сети туристических агентств OnlineTur.ru Игорь Блинов.

БЛИНОВ: Безусловно, это интересное начинание, но здесь важно говорить о том, что у нас дорожная инфраструктура сама по себе вообще не готова. Учитывать нужно и географию страны, многообразие климатических поясов, размеры. И те маршруты, которые будут разрабатываться, наверное, в какой-то момент будут востребованы. Но пока это небольшой скепсис вызывает.

Хотя туристический потенциал у нового маршрута – огромный. На пути – города, основанные сотни лет назад, с уникальными памятниками. Тверь с её храмами, Путевым дворцом и даже памятником Михаилу Кругу. Осташков, расположенный на берегу Селигера, в 25 километрах от которого находится Нилова пустынь, православный мужской монастырь, существующий с XVI века. Торжок – один из старейших городов России. Он имеет статус исторического поселения федерального значения: архитектурных памятников XVII – XVIII веков не перечесть – от Борисоглебского монастыря до Спасо-Преображенского собора. Вокруг – несколько помещичьих усадеб, например Прямухино, в которой родился революционер Михаил Бакунин. Великий Новгород – место призвания Рюрика и зарождения российской государственности. Одного дня на него не хватит – там и Кремль, и Софийский кафедральный собор XI века, и Грановитая палата – одна из старейших уцелевших гражданских построек Руси, возведена еще в 1433 году.

Члены экспедиции вдобавок отмечают не столь известные, но не менее впечатляющие места, которые легко пропустить по незнанию: усадьбу Блока, 300-летний дуб, живописные полуразрушенные церкви.

Никто и не говорит, что преодолевать этот маршрут необходимо будет за раз. Но для местного туризма это даст колоссальный толчок, считает президент Велотранспортного союза Игорь Налимов.

НАЛИМОВ: Конечно, это будет востребовано. Не сразу и не все поедут на этот маршрут – больше тысячи километров, но по крайней мере отдельные участки жители Великого Новгорода, Твери, Санкт-Петербурга, Москвы могут использовать для одно-, двух-, трёхдневных путешествий. Наверняка такая трасса будет использоваться очень активно. В Европе построены десятки тысяч километров этих дорог, там народ использует их постоянно.

В пятерку самых велоориентированных городов входят Копенгаген, Амстердам, Берлин, Любляна и Хельсинки. В Европе – около 100 000 километров велодорожек.

В нашей стране известные маршруты, которыми часто ездят велолюбители, проходят по Золотому кольцу, на Урале, вдоль Волги, в Крыму. Можно найти организованные велотуры – цены начинаются от 3 000 рублей и доходят до 70 000, в зависимости от продолжительности и места. Можно отправиться на Алтай, в Мурманскую область, на Байкал и так далее. В некоторых случаях предлагают наслаждаться прогулкой налегке, погрузив вещи в машину, которая перевозит их от ночлега к ночлегу, а путешественнику остается везти только себя. Это тоже из европейской практики. И ниша еще не заполнена – для поездки по маршруту между двумя столицами требуется немало инвентаря. И если его смогут предоставлять какие-то компании, интерес к велотуризму будет расти быстрее. Ведь даже не любой велосипед подойдет для таких выездов, поясняет президент Велотранспортного союза Игорь Налимов.

НАЛИМОВ: Для перемещения в течение 16 дней велосипедного туриста, еще и с ночлегами, конечно, нужен велосипед либо дорожный, либо туристский, но специально оборудованный, со снаряжением, необходимым для передвижения: от непогоды, для ночлегов, остановок, иногда для приготовления пищи. Так что каждый настоящий велосипедный турист должен иметь снаряжение.

Первопроходцев, судя по заметкам на сайте, не останавливают никакие трудности. Они уже грезят тем, что Россия хотя бы частично повторит опыт Нидерландов, где на двух колесах передвигается каждый второй житель города. В конце концов, это не только интересно, но и полезно. Как говорят учёные, езда на велосипеде снимает стресс. И сжигает около 600 калорий в час.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация