Авторские материалы Нарушил указ губернатора – не значит виноват во всём?
Персоны
Мэрия Екатеринбурга собирается судиться с пассажиром троллейбуса, который отказался надеть маску. Водитель из-за этого не стал ехать дальше. График движения был сорван. И теперь городские власти хотят взыскать с виновника деньги за простой троллейбуса. В перспективах этого дела разбирался обозреватель «Вестей ФМ» Борис Бейлин.
Из разных городов поступает информация о многочисленных конфликтах из-за масочного режима. К примеру, в Екатеринбурге один из пассажиров автобуса отказался надевать маску и устроил дебош. Кондуктор и случайные попутчики призывали его соблюдать санитарный режим. Но пассажир требовал везти его и без маски. Видеозапись конфликта попала в Интернет.
Пассажир утверждал, что у него есть право ехать без маски, затем требовал, чтобы ему предъявили документ, обязывающий носить в транспорте средства защиты. Причем за подписью президента страны. Дело закончилась дракой, остановкой машины и вызовом полиции. Всем пассажирам пришлось выйти и ждать другого автобуса.
Аналогичный случай произошел в Екатеринбурге и в троллейбусе. Несмотря на требования контролера, пассажир не стал надевать маску. Он также отказался выходить из троллейбуса. Тогда водитель остановил машину. На 2 с половиной часа. Из-за простоя местный «Гортранс» понес финансовые потери. Теперь, по данным информагентства URA.RU, мэрия Екатеринбурга собирается подать в суд на пассажира. И взыскать с него деньги за простой троллейбуса. Сумма иска не уточняется. Но наверняка это тысячи или даже десятки тысяч рублей, если был сорван график всей троллейбусной линии.
Теоретически городские власти могут потребовать от нарушителя компенсировать и ущерб, связанный с репутационными потерями, отмечает управляющий партнер коллегии адвокатов «Юрасов, Ларин и партнеры» Владимир Юрасов.
ЮРАСОВ: Я не вижу здесь морального вреда. Но истец может отдельной строчкой предъявить претензии за потерю деловой репутации. Ведь граждане, которые были в троллейбусе, теперь не будут доверять данной транспортной системе (управляющей троллейбусным парком). То есть это – потеря репутации.
Однако предсказать судебный вердикт сложно. Формально пассажир нарушил только указ губернатора Свердловской области. Это – административное дело. Пассажиру грозит штраф от 3 до 5 тысяч рублей. Но это не значит, что он будет автоматически признан виновным и в простое троллейбуса, продолжает Владимир Юрасов.
ЮРАСОВ: Доказать вину мэрия может при одном условии. Гражданин должен был нарушить закон. Нарушение указов, правил и положений, с точки зрения гражданско-процессуального права, не является предметом спора. Это – административное производство. То есть человека можно оштрафовать. Другое дело – гражданско-правовая ответственность. Я не вижу здесь перспективы. Это на мой взгляд.
Действительно, можно вспомнить, с каким трудом авиакомпании добиваются компенсации от тех, кто курит в самолете, в случаях, когда это стало причиной вынужденной посадки. Также и транспортным компаниям далеко не всегда удается взыскать деньги с владельцев неправильно припаркованных машин, которые парализуют движение троллейбусов, трамваев и даже автобусов. Хотя во всех этих случаях речь идет о нарушении федеральных правил.