Авторские материалы Бабушки – против насилия, дедушки – против ОМОН
Персоны
В Минске снова жгли покрышки и перекрывали дороги. Оппозиция организовала марш пенсионеров, в котором отметилась молодежь. Полиция вновь применила слезоточивый газ и шумовые гранаты для разгона протестующих. Есть задержанные. Ночью неизвестные бросили в здание милиции в Минске 3 «коктейля Молотова». Загорелся служебный автобус. По итогам протестов напомнила о себе и Светлана Тихановская, которая объявила «народный ультиматум». Подробности – у корреспондента «Вестей ФМ» Марии Скородилко.
13 дней на то, чтобы выполнить требования оппозиции. В соцсетях Светлана Тихановская опубликовала очередное послание. Требует, чтобы Лукашенко ушел, на улицах остановилось насилие. А все политзаключенные получили свободу. Срок исполнения – 25 октября. Не будет того, что просит – Тихановская грозит из Вильнюса: устроит национальную забастовку всех предприятий, обеспечит блокировку дорог.
Заявления, безусловно, громкие. Но сомнительные для наблюдателей. Поскольку ко всему этому уже призывали в первые дни после выборов. Протест пытался менять форму от обычных до женских маршей, а с недавних пор на улицу стали выходить пенсионеры. Правда, шествие сильно разбавляла радикальная молодежь. Бабушки – против насилия, дедушки – против ОМОНа. Маршрут – центральный. От площади Независимости по главному проспекту – в сторону Академии наук. Требовали перевыборов и выпустить из СИЗО всех, кого задержали за беспорядки ранее.
С начала протестов в августе только в Минске к административной ответственности привлечены около 3 тысяч человек. Однако главная цель марша пенсионеров схожа с революцией внуков: дойти до президента и захватить резиденцию.
«Сейчас передохнем чуть и пойдем на рейхстаг!»
Кажется, мирной акцией бабушек руководили в Интернете. В толпе среди пенсионеров полно и молодых людей. Впечатление, женские марши соединили с новым видом протеста. Кульминацией шествия стало столкновение молодых людей с милицией по ходу движения (у одного из минских вузов). Силовики пыталась задержать студентов, которые выстроились в цель, блокируя одну из центральных улиц белорусской столицы. Не пропускали и скорую.
Увидев это, пенсионеры начали заступаться за внуков и обступили автозаки силовиков. Чтобы разогнать людей, полиция применила газ, в толпе слышны были взрывы шумовых гранат. Об использовании в таких случаях оружия протестующих местное МВД предупредило заранее.
После столкновения некоторые участники митинга продолжали скандировать лозунги.
«Убийцы! Убийцы!». – «Что с вами?» – «Фашисты! Дайте платок!» – «Не трите глаза! Пойдемте отсюда!»
Жесткий отпор радикально настроенным протестующим вызвал реакцию в Интернете. В оппозиционных Telegram-каналах стартовал открытый призыв выйти на улицы всем и ответить за то, как ОМОН помешал пенсионерам мирно пройтись по городу. Варшавские авторы командовали: жечь покрышки, костры, перекрыть дороги столицы. Стачком оппозиции Сергей Дылевский, сидя, правда, с семьей в Варшаве, призвал протестовать всех и как можно дольше.
ДЫЛЕВСКИЙ: Я буду запинаться, мне сложно говорить. Я видел это! Они стреляли, газ пускали. А ведь там – наши матери и отцы. Они их избивали! Давайте защитим их. Выйдем на улицы! Жгите!!! Заводы, вы чего молчите! Я не понял!
И сразу – разоблачение фейка. ОМОН в людей не стрелял, дубинками стариков не били. Похоже, митингующие забыли и то, что в Белоруссии все чаще на поверхность всплывают истории, когда этих же пенсионеров жестоко избивают сами оппозиционеры. Так, в Минске революционер избил мужчину в возрасте всего лишь за то, что тот сделал студенту замечание. Забравшись на крышу городского здания, революционер снял с флагштока госфлаг Белоруссии. Вместо него пытался повесить оппозиционный – красно-белый.
Накануне акции в МВД Белоруссии заявили, протесты в крупных городах страны стали крайне радикальными. Так, митингующие в Бресте решили проучить местного блогера. Напали на мужчину всего лишь за то, что тот не разделял оппозиционную повестку.
«Вот он – наш Голиков! Это атака на него! Вот так будет с каждым! Вали отсюда! Убьем!»
Тем временем в Интернете продолжалась агитация – вывести всех на улицы. Уже к вечеру во многих районах Минска протестующие жгли покрышки. Живой цепью блокировали движение автомобилей. На реакцию водителей, которые хотели поздно вечером добраться до дома, не стоя без цели в пробке, митингующие часто отвечали агрессией.
«Я спать хочу! Я 12 часов отработал, пока вы тут ходите!» – «Будешь 20 часов работать! Понял?»
В Минске были перекрыты главные трассы: Логойский тракт, проспект Притыцкого, въезд в спальные районы. Утром и вечером из-за марша пенсионеров не работала и часть общественного транспорта. Аналогичные акции прошли и в других городах страны – Бресте, Гомеле, Витебске, Гродно. Ночью в Минске неизвестные забросали «коктейлями Молотова» территорию центрального отделения милиции. Один из снарядов попал в служебный автобус. Машина загорелась. Пламя потушили быстро. Сейчас на месте работает Следственный комитет.