Вопросы истории ГОЭЛРО – адекватный план или пропаганда?
Персоны
100-летие ГОЭЛРО. Значение знаменитой в свое время аббревиатуры, влияние плана на события в СССР. Экономический оптимизм Ленина. Разночтения в кинофильмах, в частности, в кинокартине «Хождение по мукам». Позиции Российской империи и большевиков в плане электротехники – почему картина так противоречива?
СВЕТЕНКО: С вами Андрей Светенко, здравствуйте. Это "Вопросы истории". И сегодня мы поговорим о ГОЭЛРО – о плане электрификации России, одном из первых, а строго говоря, первом плане масштабным, связанным с социально-экономическими преобразованиями советской власти. Мало кто, уверен, знает расшифровку этой, в общем-то, привычной аббревиатуры, хотя и сложно произносимой. Наш сегодняшний гость – доцент МГУ Александр Ломкин, специалист по истории народного хозяйства. Александр Викторович, так с чего начнем?
ЛОМКИН: Здравствуйте. Начнем? Давайте попробуем начать с конца.
СВЕТЕНКО: Отлично! Вот неожиданный заход.
ЛОМКИН: Да. Не с конца, в общем, нашей истории, а с конца художественного фильма "Хождение по мукам". Их было, я знаю, две экранизации – 57-го и 77-го годов. Вот в данном случае возьмем за основу финал экранизации 77-го года режиссера Василия Ордынского. Собственно, по роману главные герои – это Рощин, Телегин, Катя и Даша, получив гостевые билеты, попадают в Большой театр, а там идет 8-й съезд Советов. Это конец декабря 1920 года. Почему я именно остановился и выбрал экранизацию 77-го года? Она, конечно, больше по времени, но самое интересное в другом. В экранизации 57-го года режиссера Григория Рошаля там в финале выступает Ленин и произносит знаменитую фразу о том, что "коммунизм – это есть советская власть плюс электрификация всей страны".
СВЕТЕНКО: А в этом фильме (я как-то пристегнусь), а там Кржижановский выступает во второй экранизации.
ЛОМКИН: Да.
СВЕТЕНКО: Вот, понимаете, история на историю наезжает – как интересно!
ЛОМКИН: Да, в экранизации 77-го года Ильич просто сидит и пишет, а выступает некий не названный персонаж, такой интеллигентного вида с бородкой с длинной указкой, вот он говорит об электрификации, грядущей электрификации России, касается указкой карты, там загораются лампочки, к которым он прикасается. А на заднике огромная карта страны с очень интересной такой разметкой: там обозначены центры электрификации, то есть места, города, в которых предполагается строить электростанции. А все они окружены такими вот кружочками очень интересными, которые сливаются в такие закругленные поля. Вот тут я должен сказать, что просто прекрасная, блестящая работа художников "Мосфильма" в этом плане. Почему? Потому что, может быть, зритель даже и не обращает внимания на эту тонкость, а на самом деле это действительно очень интересная деталь, почему там кружочки, и что это такое на самом деле. Ну, в общем, это действительно 8-й съезд Советов, действительно конец 20-го года, и там вот этот вот персонаж, которого не назвали, а на самом деле это Глеб Максимилианович Кржижановский – председатель Государственной комиссии по электрификации России (сокращенно ГОЭЛРО) представляет план электрификации России.
СВЕТЕНКО: А, вот вы по ходу дела и расшифровали. Но тогда должно было быть ГОКОЭЛРО, ну это уж совсем сложно, наверное, и комиссия ушла, да.
ЛОМКИН: Ну, если уж план, то тогда должно было быть ГОКОЭРЛО, звучало бы странно.
СВЕТЕНКО: Ну, тут не ради иронии мы это все говорим. Насколько это все все-таки носило тогда, в декабре 20-го года, 1920-го, ну больше пропагандистский, такой оптимистический характер, чтобы энтузиазм подогреть, и чтобы вот о планах и свершениях? Или это действительно была программа такая адекватная возможность, и в чем ее суть? И в конце разговора мы должны, наверное, подвести будем итог и сказать, выполнен он был или нет...
Слушайте в аудиофайле!