Картинка

Авторские материалы Всё – на продажу! Выгодно ли сейчас покупать готовый бизнес

17 октября 2020, 12:43

Персоны

Всё на продажу! Исследования деловой активности последнего полугода показывают: число бизнесов, которые в готовом виде выставляются на продажу, выросло более чем на четверть. Как правило, владельцы спешат расстаться с занятием, все менее привлекающим клиентов. В топах предложений, прежде всего, – сфера гостиниц, офисов и развлечений. Связано это напрямую с санитарными ограничениями и опасениями людей из-за коронавируса. Однако если бизнес идет с торгов, значит, это кому-нибудь нужно. Есть ли смысл покупать готовый предпринимательский проект? Разбирался обозреватель «Вестей ФМ» Сергей Артемов.

Самый дорогой готовый бизнес в Москве – 8 миллиардов рублей за 61 тысячу 100 квадратных метров. Эти деньги хочет получить владелец гостиничного комплекса «Центральный дом туриста», что у метро «Юго-Западная». Участок земли – более 3 гектаров – находится в аренде на 50 лет у юридического лица, которое продается в придачу с 36-этажной гостиницей. Объявление рекламирует окупаемость этого бизнеса за 10 лет. Это – частный пример. Есть и другие отели, офисные помещения и разнообразные торговые и развлекательные заведения – на любой вкус и неизменно не очень тонкий кошелек.

Статистика от портала «ЦИАН/Коммерческая недвижимость» как раз охватывает период, когда Россия окунулась в пандемию коронавируса. Лидерство конкретных сегментов среди того, что продается, связано как раз с коренным изменением потребительского поведения в последние полгода, отмечает управляющий партнер компании Lenar Wealth Management Ленар Рахманов.

РАХМАНОВ: В отелях прошел сезон, они думали, что заработают за этот сезон. Туризм сильно упал из-за ограничений, и они понимают сейчас, что непонятно, что будет вообще дальше – может быть, опять карантин, тогда опять к ним никто не будет ходить. И в этих условиях владелец бизнеса сидит и думает: может быть, лучше избавиться от этого непредсказуемого актива? Про офисы: у многих была мечта – купить себе недвижимость, сдавать её и выйти на пассивный доход. После того как все ушли на удалёнку, все поняли, что не обязательно за офисы платить. И теперь получилось так, что крупные арендаторы, которые сдавали в субаренду, и те, кто субаренду более мелким сдавал, они сейчас остались ни с чем.

Третья в списке самых продаваемых – индустрия развлечений – заслуживает отдельного упоминания.

РАХМАНОВ: Я смотрю, там же были какие-то квесты, боулинги и прочее – там было много ребят по франшизе. Когда они «нюхнули пороху», когда люди перестали к ним заходить из-за того, что денег нет, из-за того, что, в принципе, ограничения по карантину, то есть они арендовали помещение, украсили его своими какими-то вещами брендовыми, а никто к ним не ходит – вот поэтому здесь много стартаперов на продажу вышло.

Эпидемические ограничения больше всего снизили поток клиентов в этих чувствительных сферах, размышляет бизнес-консультант группы компаний «Гречкин и партнеры» Денис Елисеев. Но это выступило не единственным драйвером продаж.

ЕЛИСЕЕВ: В бизнесе ограничения ещё коснулись логистических цепочек – поставщики, партнёры, субподрядчики частично ушли на удалёнку, кто-то перестал работать; в итоге, с одной стороны, выручка пропала, и сами бизнес-процессы внутри компании нарушились. Ну и основная проблема – это кассовый разрыв. Мало кто в России в бизнесе держит денежную подушку хотя бы там на 3 месяца существования. И что в результате получилось? Аренду платить нужно, рабочие-нерабочие дни – зарплату платить нужно, а продаж никаких нет. Тут совокупность факторов и вылилась в то, что многие бизнесы попали в кассовый разрыв, и сейчас один из очевидных вариантов – это продать бизнес.

Логика проста: если бизнес не приносит ожидаемых доходов, а ужесточение контрольных мер в связи с эпидемией прибавляет головной боли, – от такого бизнеса лучше избавиться. Но раз и навсегда или все же сдать в аренду до окончательного решения? Ленар Рахманов советует заглянуть немного вперед.

РАХМАНОВ: Если у человека нет явной понятной бизнес-модели, как она будет работать в условиях новой реальности (то, что было в марте – это была одна реальность, сейчас – совершенно другая реальность), если у него нет понимания, как он сможет поднять выручку, капитализацию этого бизнеса, то он будет его, конечно же, продавать, лучше его продать. Если же нет покупателя на эту тему, хотя бы сдать в аренду – чтобы разделить убытки неминуемые, которые у него будут.

Еще пример – торговый комплекс «Фили Град», 15 тысяч квадратных метров; – 2 объявления от разных посредников. Первый просит за него 1 миллиард 800 миллионов рублей. Второй – меньше. Разница – в 10 миллионов. Если периодически высказывать интерес каждому продавцу, вероятно, цена еще понизится, стоит лишь намекнуть, что можно выбрать и другие торговые комплексы, и гораздо ближе к центру города, и за меньшие деньги.

Проектов продается больше обычного; цены – ниже, потому что много продавцов. Рыночная ситуация – как говорится, «на низах». Биржевые аналитики при таком раскладе советуют обычно акции покупать. Но покупателям бизнеса торопиться не стоит – даже при самой вкусной цене, полагает Ленар Рахманов.

РАХМАНОВ: Здесь всегда надо смотреть: ну, если это такой хороший бизнес – то почему ты его продаёшь? Отговорки типа "понял, что не моё" или "решил чем-то другим заниматься" – ну, хорошо, найдите мне хотя бы одного человека, который в трезвом уме и ясном сознании отдаст корову, которая приносит ему молоко? Бизнес, который без твоего участия приносит кэш – зачем от него избавляться? Разумного ответа я здесь не вижу. Значит, здесь есть какой-то подвох в этом самом бизнесе.

И эти пресловутые «ценовые низы», утверждает эксперт, хороши только для настоящих профессионалов.

РАХМАНОВ: Если он купит этот бизнес и сможет этот подвох или изъян обернуть в свою сторону, то надо брать. Да, можно «на низах» этот бизнес брать. Но если же у него такой компетенции нет, то я рекомендую: ты эти деньги сохрани, просто чтоб пережить этот период, и всё.

А вот пример из категории доступных. Относительно, на фоне предыдущих. Бистро восточной кухни – 32 квадратных метра – это часть фуд-корта в торговом комплексе в самом центре Москвы. Цена 4 миллиона 600 тысяч рублей. Квартира такой же площади в этом же районе будет стоить в 4 раза больше. Мебель и кухонное оборудование ценой в 2 миллиона рублей владелец дарит покупателю. Он также приводит цифры оборота – до COVID-кризиса чистый доход был 500 тысяч рублей в месяц, сейчас похуже – 400 тысяч.

Между тем ситуация последних недель показывает, что противоинфекционные меры вновь начинают раскручиваться по всей стране. И, несмотря на всеобщее желание избежать локдаунов, прогнозы, по мнению Дениса Елисеева, вещь все же неблагодарная. Крайняя осторожность во всем – вот девиз нашего времени.

ЕЛИСЕЕВ: Как и раньше, так и сейчас есть бизнесы, которые в принципе не генерировали прибыли, а работали в убыток. Такие бизнесы и раньше, и сейчас продаются. Но есть бизнесы, которые просто попали в кассовый разрыв, не хватило денег, и один из очевидных вариантов – продать. Учитывая то, что сейчас происходит, да, действительно, если бизнес так и не подготовился, не научился взаимодействовать с потенциальными клиентами через онлайн, со своими потребителями, его действительно рискованно рассматривать к покупке сейчас. Потому что неизвестно, насколько текущая волна может растянуться.

И все же. гипотетически, если есть свободные деньги и есть желание заняться воплощением предпринимательской идеи, окажется ли готовый бизнес, который можно купить под ключ, оптимальным вложением? Или лучше пройти тернистый путь бизнесмена с нуля? Однозначного ответа на эти вопросы нет, считает Денис Елисеев.

ЕЛИСЕЕВ: Сейчас можно найти действительно очень хорошие перспективные предложения, с отличным дисконтом, интересной бизнес-моделью, в хорошей локации и так далее. Опять-таки, если это – ваш первый бизнес, то нужно понимать, что чужой бизнес сразу ежемесячно будет съедать определённую сумму денег – тут в любом случае нужно иметь ещё «подушку», чтобы не попасть в кассовый разрыв. А если начинать свой собственный бизнес, ежемесячные суммы – они, как правило, небольшие, растут именно с ростом бизнеса: больше аренда, больше сотрудников и так далее. И сами ошибки часто дешевле, чем уже в готовом бизнесе с какими-то оборотами.

Минус покупки готового бизнеса начинающими предпринимателями – еще и в недостатке опыта и знаний, чтобы не нарушить процесс, который худо-бедно уже отлажен. А общий совет консультантов для всех: чтобы дело приносило прибыль, сейчас нужно не только четко представлять, кому и за какие деньги предложить свои товары или услуги, но также в каких условиях их вынужденно, возможно, придется предлагать. Чтобы потом не толкаться в плотной очереди тех, кто выставился на продажу.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация