Вопросы истории Феликс Дзержинский всегда был верным ленинцем
Персоны
Феликс Дзержинский: что мы о нём знаем? Об этом Андрей Светенко беседовал с историком Александром Ломкиным в программе «Вопросы истории» на радио «Вести ФМ».
СВЕТЕНКО: Это «Вопросы истории», с вами Андрей Светенко. Продолжим тему истории экономики советского периода, начала работ по планированию советской экономики. Наш постоянный эксперт по этой теме – Александр Викторович Ломкин. Приветствую вас.
ЛОМКИН: Здравствуйте.
СВЕТЕНКО: Доцент кафедры истории народного хозяйства МГУ. И вот сегодня такой неожиданный разворот в этом разговоре достаточно обширном и детальном предлагаем: поговорить на тему его величества плана или госплана через призму личности такого всем известного деятеля как Феликс Эдмундович Дзержинский. В первую очередь он, конечно, ассоциируется с деятельностью спецслужб, меч и щит, и все остальные атрибуты, свойственные вот революционной законности, и все такое, связанное с деятельностью ВЧК. Однако же фигура эта достаточно интересная, в меру противоречивая и не до конца исследуемая. Александр Викторович, вот почему мы решили с вами о Дзержинском-то поговорить, объясните нам, пожалуйста.
ЛОМКИН: Наверное, потому, что, развивая тему, которую мы затронули, особенно подходя к рубежу 100-летия принятия новой экономической политики в советской России, миновать фигуру Феликса Эдмундовича Дзержинского просто невозможно. Причем, совершенно правильно вы отметили: у нас личность Дзержинского практически полностью ассоциируется с ВЧК, и воспринимают его (особенно старшее поколение, для которых Дзержинский – это не некая неизвестная персона, а вполне конкретная историческая личность) именно применительно к этому фронту работ. Но в его биографии, особенно вот на завершающем этапе, есть страницы совершенно особые. На них Феликс Эдмундович предстает именно как крупный хозяйственник, как организатор работы советской экономики и вообще как экономист.
СВЕТЕНКО: А вот сразу возникает вопрос. Это второй получается фронт его деятельности. Насколько вынужденно он возник, и насколько вынужденно руководство, ну самое высшее – там Ленин, Троцкий, я не знаю, Политбюро ЦУ – обращалось к поддержке и помощи со стороны Дзержинского именно в хозяйственных, экономических вопросах? Может быть, просто людей не хватало, или он сам какие-то проявлял в этом смысле инициативы? Потому что в конце 20-го – начале 21-го года очень много было работы и на главном фронте его деятельности по линии ВЧК, потому что восстания, бунты и прочее, и революционную законность надо было усиливать и поддерживать.
ЛОМКИН: Здесь, что касается вопроса, так условно говоря, чьим человеком был Дзержинский, здесь двух мнений быть не может: он был настоящий верный ленинец без всякой иронии. Он соответствовал абсолютно этому понятию и проводил в жизнь действительно именно ленинскую политику. Что касается того, почему именно его выдвинули на эту должность, с одной стороны, действительно определенный кадровый дефицит был. Особенно были, конечно, важны люди, исповедовавшие, готовые проводить в жизнь именно ленинскую точку зрения. Что же касается ВЧК, то давайте так: как обычно говорят, наши недостатки – продолжение наших достоинств, или наоборот. Вот в данном случае это направление деятельности хозяйственное, похоже, является продолжением его непосредственной деятельности в органах Чрезвычайной комиссии.
Слушайте в аудиофайле