Авторские материалы Несносный дом: власти Иркутска решают, кто должен ликвидировать или восстанавливать 11-этажный самострой
Персоны
В Иркутске жильцы за свой счет должны снести 11-этажное здание. Это обойдется им в сотни миллионов рублей. Все дело в том, что многоэтажка была признана самостроем. Виноват застройщик, но отвечать приходится покупателям квартир. О нелегкой судьбе иркутского «несносного» дома – обозреватель «Вестей ФМ» Борис Бейлин.
Сносить нельзя сохранить. Где должна быть запятая? Споры и суды вокруг 11-этажного кирпичного жилого дома на улице Пискунова продолжаются уже более 10 лет. Застройщик – компания «МетРоссо» – выкупил землю посреди частного сектора и стала рыть котлован еще в 2008 году. По документам там должен быть гараж. Но вместо него выросла жилая многоэтажка на 130 квартир. Без проекта, экспертиз, разрешения. Всего с одним подъездом, хотя по нормам их должно было быть как минимум 3.
Первые покупатели появились еще на стадии котлована. Многие брали ипотечные кредиты, использовали материнский капитал. У банков тогда вопросов не возникло. Когда дом был фактически построен, власти спохватились и объявили здание самостроем. Начались суды. В 2013 году иркутские власти договорились с застройщиком об устранение недостатков. Запрет на регистрацию был снят. Покупатели оформили право собственности. Организовали ТСЖ. Правда, дом формально не ввели в эксплуатацию –там, к примеру, до сих пор нет лифта. Застройщик не выполнил обещание, не устранил недостатки. Компания обанкротилась и была ликвидирован. И за все стали отвечать собственники жилья.
Начались новые тяжбы. Год назад суд окончательно постановил: здание является самостроем и должно быть снесено за счет его владельцев. Оно небезопасно. По нормам там жить нельзя. По предварительным оценкам, такой снос обойдется в 350 миллионов рублей. То есть каждый владелец квартиры должен оставить жилье и еще заплатить 3 миллиона. Жители потребовали пересмотреть решение о сносе.
СОБСТВЕННИК: Все возмущены. Все тяжело переживают. Когда суд вынес решение о сносе, зал молчал. Уже нет сил бороться. Я со своими квартирами ничего сделать не могу. В ремонт боюсь вкладываться. Постоянно идут суды. Вот что делать?
Собственники говорят, что ни в чем не виноваты. Что власти должны разбираться с представителями компании-застройщика. Что они по закону оформили право собственности. Что они платят налоги за имущество, которое теперь от них требуют уничтожить.
СОБСТВЕННИК: Мы достроили. Все сделали. Мы пришли, нам все оформили. Мы со всеми рассчитались. Все прекрасно. А в итоге что получилось? Пришли с повесткой – «Вы должны отвечать за то, что здесь незаконно стоит дом».
Летом власти согласились выплатить владельцам жилья по 47 тысяч рублей за квадратный метр в случае передачи квартир в муниципальную собственность. Но это касается не всех, а только тех, для кого это жилье является единственным.
Между тем большинство жильцов с этим вариантом не согласны. Номинально это – примерно такие же деньги, какие они платили за квадратные метры 10 лет назад. Но сейчас жилье в Иркутске – в полтора-два раза дороже. К тому же многие жильцы уже сделали ремонт, платили проценты по ипотеке. Они просят власти помочь устранить недостатки. И легализовать постройку. Но закон – на стороне городской администрации, отмечает адвокат Всеволод Свобода.
СВОБОДА: Те, кто стал собственниками квартир, зарегистрировав право собственности, несут ответственность. Им был предъявлен иск, потому что они своим имуществом нарушали законодательство. Частично жители могли быть в курсе. Они обращаются к застройщику, который предлагает им дешевые квартиры. Очевидно, что что-то не так. Застройщик говорит, что сейчас документов нет, но будут потом: «Заплатите, мы построим. Потом договоримся с администрацией».
Уже после того как судебные приставы стали рассылать жильцам требования о сносе здания, появились сообщения, что администрация все еще рассматривает 2 варианта решения проблемы: снос и возмещение части убытков собственникам или восстановление здания при участии города и области. Такая возможность есть, несмотря на постановление суда о сносе, говорит Всеволод Свобода.
СВОБОДА: Жилье можно сохранить только в одном случае: если удастся доказать, что недостатки устранимы. Если их можно устранить за какие-то дополнительные средства. Если это так, то я считаю, что вопрос о сносе должен быть отложен. Несмотря на то, что решение суда вынесено, администрация может не обращаться с исполнительным листом в службу судебных приставов. И не исполнять это решение. У администрации есть на это 3 года.
Подобные ситуации уже бывали. Владельцы газопроводов добивались в судах сноса дачных поселков, оказавшихся в силу разных причин в опасной близости к трубе. Но после волны возмущения собственников эти решения остались без движения. Компании, даже имея на руках решения судов, не настаивали на их исполнении, то есть на сносе домов.