Авторские материалы «Маркировке – быть! Другого пути у нас нет»
Персоны
С 20 января в России стартовала маркировка молочной продукции. Пока – в добровольном режиме. И производители, и торговые сети, и покупатели должны привыкнуть к новой системе идентификации товара. Уникальный штрихкод при считывании смартфоном или на кассе должен выдать всю информацию о товаре: наименование, производителя, время и место выпуска, а также срок годности. Корреспондент «Вестей ФМ» Марина Костюкевич побывала в магазинах и внимательно рассмотрела упаковки с сыром, творогом, йогуртами на предмет маркировки.
11 утра. В супермаркете экономкласса на полки с "молочкой" расставляют свежую продукцию. Интересуюсь: есть ли на упаковках штрихкоды, в которых содержится вся информация о товаре? Мне разрешают осмотреть лично. Ни на молоке, ни на сыре, ни на йогуртах, ни на сметане ничего нового пока не появилось. Торговый представитель одной из крупнейших компаний-производителей молочной продукции Григорий Фигарь поясняет: искать пока рано. Товар, произведенный 20 января, поступит позже.
ФИГАРЬ: Пока такой маркировки я не наблюдал ни в одной торговой точке. Со временем это станет уже нормой.
КОРР.: Произведенные сегодня продукты поступят через какое-то время в магазины. Сколько это дней?
ФИГАРЬ: Обычно 2 – 3 дня. Пока на склад поступит продукция, потом распределяется по центрам.
КОРР.: А покупатели вас об этом спрашивают, интересуются?
ФИГАРЬ: Нет, ни от кого пока не слышал.
Действительно, покупатели не слишком хорошо осведомлены о новшестве. Многие считают, что эта форма будет им недоступна. Но есть и те, кто, наоборот, ждет внедрения новой системы. Так, например, Ирина, зашедшая в магазин за сыром, призналась, что ждет введения маркировки, поскольку это заставит сети быть честнее.
ПОКУПАТЕЛЬНИЦА: Конечно, важно. Потому что ценники переклеивают, и, конечно, важно смотреть, что здесь и из чего сделано. Пусть маркируют. Дороже будет. Но у нас и без этого растет цена.
Впрочем, насчет повышения цены – не факт. Эксперты считают, что это не особо скажется на стоимости. Другое дело, что магазины могут повысить цены, ссылаясь на маркировку.
Ставиться штрихкод будет на производстве. До введения обязательной маркировки Центр развития перспективных технологий выдает коды бесплатно, чтобы поощрить заблаговременную подготовку участников. Как это будет выглядеть? На каждом продукте будет стоять квадратный штрихкод, который можно считать с помощью приложения, разъясняет председатель Совета, гендиректор Молочного союза России Людмила Маницкая. Даже на маленьких упаковках, например сырках.
МАНИЦКАЯ: Это QR-код, который считывается определенными устройствами, как на сигаретах. Где он будет находиться, этот QR-код? Там, где это удобно для считывания. Безусловно, покупатель его увидит. Когда покупатель будет на кассе, он увидит, как считывается этот код. И он сможет с помощью приложения это прочитать. Необходимо скачать программу. Думаю, что они должны быть бесплатными, это важно (сейчас есть программы платные).
Если у покупателя нет такой программы на телефоне или нет смартфона, он может попросить считать штрихкод на кассе. В нем будет отражена вся информация о товаре, говорит Людмила Маницкая.
МАНИЦКАЯ: От поля до прилавка: на какой ферме сделано это молоко, когда, какие ингредиенты, если это не молоко, скажем, а творог. Он должен иметь полную информацию: что там, из чего, откуда, где, во сколько – вплоть до часа.
Это обяжет производителей честно рассказывать о продукте. Подменить впоследствии дату производства или срок годности уже не получится. Пока (на ближайшие полгода) подобное информирование – дело добровольное. До этого все участники производственной цепочки, включая поставщиков упаковки, освоили технологии и протестировали движение продукции. Пора внедрять, считает Людмила Маницкая.
МАНИЦКАЯ: Слово «добровольное» означает, что отрасли дают возможность подготовиться к маркированию. Сегодня не готов ретейл (торговля), им дается время для подготовки. Она будет проходить поэтапно. Но то, что маркировке быть – это отрасли надо понимать! Другого пути у нас нет.
Обязательной маркировка станет с 1 июня. Вначале – для сыров, с 1 сентября – для молочной продукции со сроком годности более 40 суток, а с 1 декабря – для продукции со сроком годности 40 суток и менее. Определенные сложности, считают эксперты, могут возникнуть с маркировкой мороженого. Заморозка при -30 градусах требует особой технологии нанесения штрихкодов, потому для этого продукта могут увеличить срок введения маркировки.