Авторские материалы Московские дороги станут платными?

4 февраля 2021, 13:22

Персоны

В столице могут ввести платный проезд по дорогам. Для этого сейчас разрабатывают систему электронного дорожного ценообразования. Платежи предполагают брать за каждый километр, бесконтактно, при помощи установленных в салоне автомобиля транспондеров. Пилотный проект заработает лишь на нескольких автодорогах Москвы и области. Как будет работать система дорожных платежей, разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.

"Гибкий электронный ценник" для дорог внешне похож на нынешние подмосковные "платки", на которых тарифы весьма гибкие и зависят от времени суток и пройденной дистанции. Сбор денег – наличными, картами, а также электронный, при помощи транспондеров, которые проезжают под порталом взимания платы, напоминает автоэксперт Антон Чуйкин.

ЧУЙКИН: У нас есть платные дороги. На них даже есть системы "Свободный поток" (как на ЦКАД), взимающие плату пропорционально пробегу. Если вы проехали 2 условных пункта взимания оплаты или 2 рамки системы "Свободный поток", у вас плата, к примеру, 250 рублей, как сейчас на ЦКАД, если едете от М11 до М7. Если вы дальше поехали, до М4, к юго-востоку, заплатите 500 рублей. Ну, разве это не пропорционально пробегу? Там, конечно, не каждый километр считается. Так это и невозможно – сосчитать каждый километр. Это не такси, это дорога.

Отличие новой системы электронных дорожных платежей от обычных пунктов пропуска на "платках" – более гибкое ценообразование. Чаще контроль пройденной дистанции, фактически каждый километр, и больше временных интервалов с разной стоимостью. Плюс, конечно, свои тарифы для каждого типа транспортных средств и льготы для разных категорий населения. Пример – Сингапур, который, собственно, и внедрил первым такую систему. Схема состоит примерно из сотни порталов взимания оплаты и множества фиксирующих номера видеокамер. Они расположены на всех дорогах, которые ведут в центральную часть города-государства, а также на всех скоростных магистралях. Когда автомобиль проезжает под порталом, деньги списываются, а вычитаемая сумма отображается водителю на экране транспондера. Плата за проезд через портал зависит от места и времени. Час пик – самый дорогой. Так, популярный городской маршрут в самые напряженные часы стоит 15 сингапурских долларов, водитель там проезжает 5 порталов. При этом тот же самый путь в обеденное время стоит 2 сингапурских доллара. Если автовладелец при проезде контрольного пункта не имеет достаточно средств на счету транспондера, то получит по почте штраф в течение двух недель, поясняет независимый аналитик Дмитрий Адамидов.

АДАМИДОВ: Шлагбаума нет. У вас всё фиксируется просто средствами объективного контроля. То есть камеры стоят, работают. Но в этом ничего такого нет. То есть с технической точки зрения у вас же есть система управления движением ЦОДД. Там, строго говоря, просто задана формула, и всё. В Сингапуре же еще их мало, и они на скученном пространстве. Там нельзя не заплатить. То есть они все пересчитаны. Если у нас получится так сделать, то – да, тогда нормально.

Вообще, одна из основных идей сингапурских властей – внедрить переменное ценообразование в режиме реального времени. То есть идет оценка трафика, и в зависимости от него тут же, в течение минут, меняют тариф. Тем самым, помимо поступления средств в городской бюджет, идёт борьба с пробками. Опыт Сингапура уже перенял ряд городов и провинций в других странах, таких как Онтарио в Канаде, Стокгольм в Швеции, Дубай в Объединенных Арабских Эмиратах и некоторые другие. Но для нас не так интересна сама система гибких платежей, как то, что платные дороги планируют ввести в самой Москве, констатирует Антон Чуйкин.

ЧУЙКИН: Мы что, каждую улицу будем платной делать? Или просто будет везде проезд платный? Но это что-то более чем странное. Я не представляю вообще, как можно в Москве организовать платный проезд. Я просто не знаю точно, что подразумевается. Так, у меня первый вопрос: что из этого будет следовать? Зачем это вводится? Что мы получим за эти деньги? Но это же как налог на воздух!

Действительно, не очень понятно: платные трассы в Подмосковье имеют редкие въезды, а улицы в Москве все сплошь в перекрестках и бесчисленных ответвлениях. И, по идее, над каждым придется вешать портал взимания платы. Да, для начала планируют сделать платными только несколько дорог в Москве. Но ведь это – пилотный проект, за которым, по идее, должно последовать массовое внедрение. Специалисты пока этот момент не очень понимают. Успокаивает лишь то, что это – отдаленная перспектива, реализация которой возможна не ранее 2030 года.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация