Вопросы истории Внешнеполитические усилия Хрущева – заслуга или провал?
Персоны
Хрущев: внешняя политика 1953-1956. Уступки или дальний расчет? Почему влияние Никиты Хрущева связывают с убийством Джона Кеннеди? В чем было заинтересовано советское руководство?
СВЕТЕНКО: Это "Вопросы истории". Здравствуйте, с вами Андрей Светенко. Продолжая тему "хрущевской оттепели" (недавно мы говорили, вспоминали о 20-м съезде партии, о докладе знаменитом о культе личности Сталина), сегодня поговорим о внешнеполитических усилиях нового коллективного руководства во главе с Хрущевым. Первые шаги еще до 20-го съезда – 53-56 годы. Наш собеседник – доктор исторических наук, профессор Александр Данилов. Александр Анатольевич, здравствуйте.
ДАНИЛОВ: Здравствуйте.
СВЕТЕНКО: Кто-то вспомнит на этом месте в первую очередь нормализацию отношений с Иосипом Броз Тито, с Югославией, значит, вот якобы территориальные подарки народному Китаю, отказ от аренды порта "Дальний", КВЖД. Но во главе угла всегда стояли советско-американские отношения. И вот, кстати, в медийное пространство на днях была вброшена версия (не в первый, прямо скажем, раз), что убийство президента США Кеннеди в 63-м году – это вот (в кавычках) заслуга Хрущева, что Ли Харви Освальд – это агент советских спецслужб. Ваш комментарий.
ДАНИЛОВ: Это, я думаю, абсолютно исключено, почти так же, как и вмешательство в погодные аномалии в Соединенных Штатах сегодня, которые звучат на фоне всего, что происходит. А если говорить серьезно, то наоборот контакт, который был между первыми лицами Соединенных Штатов Америки и Советского Союза достигнут в ходе Карибского кризиса в 62-м году, он продолжался и до 63-го года, и даже после гибели президента Соединенных Штатов Америки он тоже продолжался. Поэтому ни Хрущев, ни Советский Союз не были заинтересованы никаким образом в том, чтобы лидер, тем более таким трагическим образом, в Соединенных Штатах сменился в результате какого-либо воздействия.
СВЕТЕНКО: А в чем же тогда советское руководство было как раз заинтересовано вот к моменту обновления власти после ухода Сталина? Очень много и часто мы вспоминаем этот период в связи с внутриполитическими делами. А во внешней политике как дела обстояли?
ДАНИЛОВ: Во внешней политике все происходило тоже очень интересно и своеобразно. Потому что к этому времени – к концу 52-го года – практически происходило легитимным путем обновление власти в Соединенных Штатах Америки. А еще раньше перед этим они были обеспокоены тем, кто будет лидером Соединенных Штатов. И в поисках такой фигуры, решительной и знаковой фигуры для Америки, которая способна была бы объединить разные категории населения, возникла как раз фигура генерала Дуайта Эйзенхауэра – героя войны Второй мировой и к тому времени главнокомандующего вооруженными силами НАТО в Европе. Трумэн предлагал ему баллотироваться от своей партии, так сказать, его оппоненты предлагали от другой партии. И Эйзенхауэр, который был далек тогда от приверженности какой-либо политической партии, он, в общем-то, выбирал и вырисовывал, обрисовывал в общих чертах свой политический курс.
СВЕТЕНКО: Я вас немножко прерву и поудивляюсь. Это, наверное, уникальный случай, когда найдена фигура, которых вот сейчас большой недостаток всеми ощущается в политике большой. А здесь ситуация такая, что не от синих, так от красных (если иметь в виду цвета этих партий – демократической и республиканской), это действительно прецедент.
ДАНИЛОВ: Это, ну было так, кстати, хотя немножко по-другому, но все-таки примерно так же было и с метаниями между политическими партиями в Англии того же Уинстона Черчилля, так сказать, еще в довоенный период времени. Но в данном случае речь шла, конечно, о выборе той знаковой фигуры, вокруг которой нация готова была сплотиться. Решительный генерал, герой войны Второй мировой, который смог бы, с одной стороны, жесткость продемонстрировать, а с другой стороны – не влезать вот в те политические дебаты и коллизии и не быть скомпрометирован тем курсом, который был намечен Трумэном и который, в общем-то, должен был вместе с ним и уйти. Поэтому это была формула выбора нового лица и новой политики, которая и внутри, и вне Соединенных Штатов должна была проводиться с учетом вот этих новых реалий...
Слушайте в аудиофайле!