"Отзвуки театра" с Александром Калягиным Алла Демидова: "Актер – это пустота..."

7 марта 2021, 14:10

"Актер – это пустота. Но эту пустоту нужно чем-то наполнять. И чем больше ты ее наполняешь, – другой душой, другими мыслями, другим характером, другими реакциями, другими жестами и костюмами, другим гримом, прической и манерой говорить, – тем больше и убедительнее образ, который ты сыграешь потом"...

Конечно, утверждение большой актрисы не прозвучит столь парадоксально для людей, которые, как и Алла Сергеевна Демидова, знают, что "...актерская профессия проверяется на очень больших ролях; это первое. И второе: нужен опыт и индивидуальность. Личность должна быть! Пустота – это техническая сторона актерской профессии, но именно личность наполняет пустоту!"

(Запись беседы слушайте в аудиофайле).

- Алла Сергеевна Демидова, актриса, народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР, лауреат Премии президента России, лауреат Премии Станиславского, а также ряда других премий в области кино, театрального искусства – гостья этой программы.

Родилась в Москве. Мама, Александра Дмитриевна Харченко – лаборант кафедры экономического факультета МГУ, отец, Сергей Алексеевич Демидов, – погиб при освобождении Варшавы в 44-м году. Муж, Валуцкий Владимир Иванович, – кинодраматург...

По воспоминаниям самой Демидовой, уже в пять лет, отвечая на вопрос "Девочка, кем бы ты хотела стать?", она говорила: "Великой актрисой"...

Алла Демидова: Это действительно так. Я записала в дневнике: "Какое же счастье – быть актрисой! Там воздух другой... Когда открывается занавес, веет каким-то особенным, странным запахом..." Теперь я понимаю: во-первых, это сквозняки; вы отлично знаете, что за кулисами – или проходы в цеха, где хранят декорации, или на задний двор... Сквозняки – во всех театрах мира, и, видимо, это дает тот самый запах при открытии занавеса...

С другой стороны, занавес сейчас так редко открывается, – в основном в театрах открытые сцены, – и это жалко. Потому что занавес – ожидание чуда... Конечно, многое зависит от режиссера, от того, как он это делает, но все равно жалко, что занавес уходит из театра...

- Удивительная, загадочная, недоступная актриса... А если загадка и приоткрывается, то все равно не до конца... Твоя МГУшная студенческая юность... Что заставило тебя так долго заниматься "не той" профессией?

Алла Демидова: Дело вот в чем. Мама – о чем уже сказано – была лаборантом в университете, а весь университет тогда располагался на Моховой, в центре Москвы. Мы жили в центре Москвы; я была в детском саду при университете. И этот ежедневный проход через Красную площадь, Александровский сад в университет и детский сад... А в детском саду был драмкружок, где я играла "Финист, ясный сокол", – как сейчас помню. А в школе – тоже драмкружок. Кстати, очень хорошо, когда в детских садах и школах бывают такие кружки.

Кружок вела Татьяна Щекин-Кротова, актриса детского театра; потом она играла в прекрасном спектакле Эфроса "Ее друзья". Там мы все были влюблены в молодого Ефремова; он играл сибиряка, и мы были абсолютно уверены, что он приехал из Сибири. Хотя, вроде бы, мы уже что-то понимали...

У нас была женская школа; я попала как раз в то десятилетие, когда было раздельное обучение. И когда приходили мальчики из соседней школы танцевать – это было событие! А в соседней школе учился Тарковский; он был старше на два года, но я все равно его помню. А в драмкружке в женской школе мне почему-то всегда доставались мужские роли: то в "Снегурочке" Бобыль, то еще что-нибудь... И я как-то привыкла, а если говорить о моей последней сценической роли, то я – Гамлет...

"...Путь актрисы Демидовой вел ... к разнообразию жизненных характеров и судеб, к исканию, к разведке незнакомого, – писала критика о творчестве Аллы Демидовой. – И насколько тоньше других критиков заметила В. Шитова: "Ваше лицо как холст, – пиши любой портрет", – имея в виду, конечно, не отсутствие физиономии или всеядность, но широкий диапазон актерских возможностей"...

"Отзвуки театра" с Александром Калягиным. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация