Авторские материалы В Рунете появился поддельный TikTok
Персоны
Поддельный TikTok появился в русскоязычном Интернете. Мошенники предлагают блогерам скачать "бизнес-версию" приложения и зарабатывать на роликах. Самому же разоблачить обман почти невозможно. Переходя по ссылке, люди оказываются в официальном приложении соцсети. Личные данные и пароли при этом уходят мошенникам. Чем опасна новая уловка преступников и как обезопасить себя – разбиралась Мария Скородилко.
В обычной версии известной соцсети заработать, конечно, можно. Но не по-крупному. Не будет коллабораций с брендами, не будет яркой рекламы. Тем, кто хочет много денег за ролики – нужна версия "бизнес". И такое приложение и правда есть. Но не в России. На этом и решили сыграть мошенники, создав фейковую версию бизнес-приложения соцсети. Работают преступники стандартно. Их цель – украсть сначала пароли для входа, ну а после – аккаунты пользователей. Для этого блогерам предлагают скачать бизнес-версию сайта, пройдя по ссылке. Ну а далее – обыкновенный фишинг. Пользователи вводят пароли и оказываются на официальной версии сайта. Ничего при этом не подозревая. Мошенники же крадут личные данные, меняют пароли, а потом просят тех, кого обманули, выкупить свой же аккаунт или шантажируют. И это при том, что самому найти фейковую страницу соцсети невозможно, комментирует ситуацию креативный директор агентства "Трико" Илья Калимулин.
КАЛИМУЛИН: Существуют фейковые страницы (их называют еще фишинговые). А аккаунты обычно "угоняют" с целью выпрашивания денег (причем это будет происходить уже на официальных сайтах). То есть как раньше было. Пишут в "личку": "Переведи деньги" – или будут шантажировать и предлагать за деньги обратно вернуть аккаунт. Первый риск – это репутационный. Он возникает у человека, который случайно ввел свои данные не на том сайте.
И это еще что. Обладая паролями одной соцсети, мошенники могут взломать все остальные, включая почту и электронный кабинет в банке, продолжает эксперт.
КАЛИМУЛИН: А выкуп может стоить в зависимости от прокачки аккаунта. Могут быть большие деньги. Еще опасность – фишинг. Ведь так или иначе все наши аккаунты привязаны к номерам телефонов, к почте и т.д. И этот узелок можно распутывать и дальше, если человек максимально неосторожен и не соблюдает гигиену в Интернете. Такой человек рискует потерять и платежные данные. А потеряв их, понятно, что мошенники будут оплачивать все за его счет.
И здесь тем, кто попался на киберкрючок, лучше сразу же вспоминать пароли от всех остальных приложений и менять их. Ведь часто наши аккаунты в соцсетях связаны: видеоплатформы – с фотосайтами, соцсети привязаны к номерам телефонов, ну а те – к платежным системам, говорит Калимулин.
КАЛИМУЛИН: Например, тот же PayPal не требует подтверждения для перевода денег. Есть еще риск потерять деньги в некоторых игровых сервисах в этом случае. А так, в принципе, – везде, где можно что-то дополнительно покупать. В играх, например, уровни и т.д. А потом на черном рынке все это сбывать, наваривая еще больше денег. То есть, получается, за твой счет таким путем будут обналичивать деньги.
Подобная схема кражи данных работает давно. Поддельные страницы существуют у всех популярных социальных платформ. Ранее в мессенджерах мошенники присылали ссылки с просьбой поучаствовать в промоакции какой-нибудь известной компании. Нажав на которую, пользователи оказывались на настоящих сайтах брендов, ресторанов и кафе. Ну а для участия нужна была авторизация в соцсети.
По данным экспертов, ежегодно порядка тысячи подобных сайтов появляется в мире. Чаще всего киберпреступники атакуют пользователей популярных мессенджеров и крупные компании. Интересуют мошенников и алгоритмы заработка в подобных соцсетях. А все потому что все это – непаханое поле. Как это работает точно – до сих пор не знает никто. Одни делают ставку на вирусный контент, другие на раскрутку личного профиля с последующей продажей аккаунта. Словом, "выращивают" аудиторию, а потом сбывают раскрученный профиль компании или бренду. Тогда вместе с аккаунтом бренд получает готовую целевую аудиторию для точечной рекламы и, конечно, продаж. И стоит это дорого. Ведь зарабатывают в соцсетях крупные компании много. Годовые объемы продаж косметики и одежды в социальных каналах достигают 100 миллиардов в год. И это официальные данные экспертов.
Чтобы не дать себя обмануть, эксперты советуют игнорировать ссылки от незнакомых и не вводить личные данные аккаунта на непроверенных сайтах.