Авторские материалы Опасный фастфуд: общественники предложили маркировать вредную еду

10 апреля 2021, 07:00

Персоны

Любителям фастфуда хотят испортить аппетит: на такой продукции может появиться специальная маркировка – по аналогии с сигаретами, чтобы при покупке гамбургера или чизбургера потребитель не только знал, что входит в их состав, но и увидел, к чему может привести подобное питание. О новом витке борьбы с нездоровой пищей – обозреватель "Вестей ФМ" Борис Бейлин.

Производители фастфуда должны указывать подробный состав продукта, а также снабжать его надписями и картинками о вреде подобной пищи для здоровья. Уполномоченный по правам ребенка в Татарстане, основатель Национального родительского комитета Ирина Волынец направила соответствующее предложения в Минздрав и Роспотребнадзор. Она просит разработать регламент, в котором будут прописаны требования к производителям "быстрой еды". По аналогии с табачной продукцией, когда на пачках сигарет размещаются предупреждающая надпись и картинки со страшными последствиями курения. Ведь фастфуд также опасен для здоровья. Он содержит большое количество трансжиров и канцерогенов, напоминает Ирина Волынец.

ВОЛЫНЕЦ: Мы выступили с инициативой о необходимости маркировки вредных продуктов. Не менее 17% от размера упаковки должна занимать надпись о том, что данная еда может быть опасна для здоровья. И не менее 50% от размера упаковки должен занимать рисунок либо фотография последствий, которые могут наступить в случае регулярного потребления данной продукции. В ресторанах быстрого питания не указывается состав продуктов. Люди наивно полагают, что это мясо, мука, сахар. При этом они не догадываются, насколько вредные там компоненты. В частности, в этой еде, которую вообще только условно можно назвать едой, есть искусственные химические добавки.

На табачных пачках размещают разные картинки и предупреждения: "рак легких", "импотенция", "пародонтоз" и даже "слепота" с "гангреной". Что-то подобное должно появиться и на коробках для гамбургеров и чизбургеров, продолжает Ирина Волынец.

ВОЛЫНЕЦ: Онкология может иметь любое происхождение. В том числе и от неправильной пищи: проблема обмена веществ, лишнего веса, диабет. Есть наглядные картинки этих заболеваний. Люди должны видеть, что с ними может быть, если они будут регулярно употреблять эту пищу.

Пока это – только предложение. Реакции правительства еще не последовало. Некоторые эксперты считают такую маркировку лишней. Это лишь приведет к подорожанию фастфуда. То есть за картинки и предупреждения придется платить самому потребителю. Кроме того, поясняет президент Гильдии маркетологов Игорь Березин, табачный опыт показал, что на предупреждающие надписи никто не обращает внимания.

БЕРЕЗИН: Все эти страшилки, картинки и предупреждения будут иметь нулевой эффект. Есть исследования, которые показывают, что мозг курильщика блокирует все эти страшные надписи или даже просто их не замечает. Никакие "зоны страха" в этот момент не активизируются. Но если представить, что это будет введено, то это приведет к резкому росту издержек. Производителям придется всю упаковку переделывать. Никакого эффекта в виде желаемого ограничения потребления, конечно же, не будет.

Количество курильщиков в нашей стране в последние годы снижается. Но это, по мнению Игоря Березина, связано с резким ростом цен на табак (из-за повышения акцизов) и запретом на курение в общественных местах. Так что если ставить перед собой задачу победить фастфуд, нужно повышать цены на такие продукты или просто запрещать их свободную продажу.

В свою очередь, врач-диетолог Марият Мухина полагает, что маркировка нужна. И не только для фастфуда, а вообще для всех продуктов.

МУХИНА: Идея очень хорошая, но картинки, как на табачных пачках, – это перебор. Но можно вернуться к идее "светофора": продукты без ограничений – зеленый знак, желтый знак – "рекомендованные к употреблению в меньших количествах", красный знак – "вредно, нужно остерегаться". Если на упаковке красный знак, то нужно написать, чем этот продукт вреден: канцерогены и так далее. Ведь с появлением чипсов рак прямой кишки у молодежи вырос в 100 раз. Вот общество смогло продавить, к примеру, установку полок с продуктами без заменителей молочного жира и полок с продуктами с заменителем молочного жира. И сейчас все уже знают эту аббревиатуру.

В законодательстве нет понятия "быстрая еда". Когда говорят о фастфуде, в первую очередь имеют в виду рестораны быстрого питания. Но ведь есть и чипсы, и лапша, и пюре быстрого приготовления, и пицца, а еще и шаурма – а у неё вообще нет упаковки. Как быть в этом случае? Инициаторы введения маркировки для фастфуда предлагают властям самим решить, что относится к "быстрой еде", закрепив это в специальном регламенте. А заодно разделить фастфуд на "опасный" и "безвредный" (такой, говорят, тоже иногда встречается).

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация