Авторские материалы Хорошо написали? А теперь сотрите! Сколько стоят оскорбления в Сети

11 июля 2021, 10:23

Персоны

Наказание за оскорбление на открытой странице в соцсети или другом публичном пространстве должно быть строже, чем за скандал в частной переписке. Это пояснил Верховный суд России. Если смс или голосовое сообщение отправлено на личный номер, то в этом случае оскорбивший заплатит меньше, чем за такие же слова в общем чате или на своей странице в соцсетях. Как суд взвешивает доказательства оскорблений и какое наказание предусмотрено за обидные слова, выставленные на общее обозрение, выясняла корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

Как часто в пылу гнева, в споре многие говорят оппоненту: "Ты дурак, идиот!", а потом добавляют: "И ноги у тебя кривые, и дети у тебя дураки, и не зря про тебя говорят...".

Когда это происходит на лестничной клетке или на дачном участке без свидетелей, факт оскорбления трудно доказать. Но когда подобные вещи пишут в виде личных смс, это уже правонарушение. и оно грозит "административкой". И уж совсем другое дело, когда грязные и обидные вещи в чей-то адрес публикуют в соцсетях и общих чатах. Это – публичное оскорбление, и за него положено гораздо более серьезное наказание, что и разъяснил Верховный суд, говорит юрист "Легес-бюро", член Ассоциации юристов России Артем Коростелев.

КОРОСТЕЛЕВ: Если это в разговоре или переписке между двумя лицами, то это имеет меньшую степень противоправности, потому что у иных лиц нет информации о том, что кто-то кого-то оскорбил. Получается, с точки зрения закона наносится меньший урон. А вот часть вторая предусматривает ответсТвенность, которая содержится в публичном выступлении, публично публикуемом произведении или СМИ либо с использованием сети Интернет. В статье 5.61 Кодекса административных нарушений сказано, что "оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в виде неприличной или другой, противоречащей общепринятым нормам морали, форме ".

Оскорбление – это административное правонарушение. Жаловаться нужно в прокуратуру. Рассматривает дело мировой суд. Что может обидеть человека, пользователя соцсетей в наше врем ? У каждого грань чувствительности – своя. Потому и обиды разные. Кто-то не обидится на слово "шалава", а кто-то намек на лишние килограммы обратит в судебное разбирательство, говорит управляющий партнер юридической фирмы "Скрябин и партнеры" Денис Скрябин. Но чаще всего не прощают неэтичные высказывания в интимной сфере.

СКРЯБИН: Как это ни странно, чаще всего это касается сексуальной ориентации. По практике можно сказать, что это – наиболее чувствительная тема для мужчин, когда их называют людьми нетрадиционной ориентации. И они готовы многое положить, чтобы суд призвал обидчика к ответу.

Каков мотив подачи заявления в суд? Желание сатисфакции за душевные раны. Но очень часто это – месть оскорбившему и желание ему насолить, рассказывает Денис Скрябин.

СКРЯБИН: Зачастую мы видим, что люди, говоря о том, что они оскорбились и желают подать в суд, проявляют желание не восстановить свои нарушенные права, а желание наказать другую сторону. И, по сути, суд здесь выступает не как механизм восстановления справедливости, а как каратель, кто накажет вашего обидчика. Их это очень задевает.

Особенность соцсетей и мессенджеров в Интернете или СМИ в том, что доказательства оскорблений искать особо не надо, говорит Артем Коростелев.

КОРОСТЕЛЕВ: Вопрос доказывания отпадает. Много свидетелей и прочих доказательств. Если это – в личном разговоре, то нужно будет доказать, что был сам факт оскорблений. Но и ответственность ниже. Потому что когда публично, то лицо, которое подверглось оскорблению, несет больший моральный урон.

Впрочем, есть ситуации (нередкие для интернет-пространства), когда оскорбление – налицо, но это судом может быть трактовано как констатация факта. К примеру, женщину обозвали "бесплодной" или "шизофреничкой". Оскорбительно? Да. Но если выдавший эти неприятные факты докажет, что это так, суд может и не счесть это за оскорбление, поясняет Денис Скрябин.

СКРЯБИН: Бремя доказывания того, что человек заявил, возлагается на того, кто этот факт озвучил. Именно обидчик должен будут доказать, что это лицо не имеет возможности завести детей. С другой стороны, как суд будет квалифицировать подобные заявления в качестве оскорбления, потому что оно касается характеристики личности. В данном случае у суда возникнут проблемы.

Какие аргументы, в свою очередь, должен приводить тот, кто пострадал от оскорблений? Те, что подтвердят его моральные страдания, поясняет Денис Скрябин.

СКРЯБИН: Будут учитывать последствия от оскорбительных слов, как они отразились на репутации человека, как себя чувствовал после оскорбления, обращался ли к врачам, были ли какие-то последствия для здоровья.

Учитывает ли суд обстоятельства, при которых нанесено оскорбление? К примеру, жена, уличившая мужа в неверности, "поливает" в соцсетях свою соперницу. Та подает в суд. Будет ли учитываться состояние обманутой супруги? Нет, ее это не оправдывает, хотя некоторое снисхождение возможно, говорят юристы. И отразится это может прежде всего в размере денежных взысканий. Как правило, оценивается степень страданий человека, нанесенный ему моральный вред. Насколько дорого обходится оскорбление? Практика показывает, что, несмотря на желание обиженной стороны стрясти с обидчика как можно больше, суд ограничивается гораздо меньшей суммой. Как правило, это – в пределах 1 или 2 сотен тысяч рублей. В любом случае лучше держите себя в руках. А если настрочили обидные вещи в чатах и соцсетях, пока не поздно, стирайте.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация