Авторские материалы "Проще сказать, на чём они не зарабатывали": что вменяется ставропольскому "позолоченному полковнику"
Персоны
Суд готовится избрать меру пресечения для начальника Ставропольского краевого ГИБДД Алексея Сафонова и 31 другого задержанного по громкому делу о получении взяток. По двум статьям УК высокопоставленным дорожным инспекторам может грозить до 20 лет лишения свободы. Специальная операция МВД и ФСБ в регионе продолжается. Подробности – у обозревателя "Вестей ФМ" Сергея Артемова.
Руководитель ГИБДД Ставрополья и еще 31 человек – его нынешние и бывшие подчиненные, а также гражданские лица – обвиняются в получении взяток и организации преступного сообщества. 19,5 миллиона рублей – такова первичная информация следствия. Вероятно, эта сумма может увеличиться. Деятельность задержанных по этому делу была многогранной, отметил в эфире программы "Полный контакт" радиостанции "Вестей ФМ" депутат Госдумы Александр Хинштейн.
ХИНШТЕЙН: На протяжении длительного времени эта преступная группа занималась поборами, получением взяток, реализацией различных коррупционных схем – это и деньги от коммерсантов за возможность действовать на территории региона, за сопровождение грузов, за пропуск машин с сельхозпродукцией, за пропуск машин со стройматериалами – щебенкой и песком. "Блатные" номера. Огромное количество того, на чем они зарабатывали. Как мне вчера сказал один из руководителей операции, проще сказать, на чем они не зарабатывали. То есть бизнес был построен на всем.
По мнению депутата, завязка нынешнего дела может проистекать из недавнего ареста 3 районных начальников экзаменационных отделов ГИБДД в крае. И тогда логичным выглядит снятие вчера с должности и начальника краевого управления МВД генерал-майора Сергея Щеткина. Он находился на своем посту ровно 4 месяца. Александр Хинштейн говорит: не исключено, что Щеткин мог покрывать деятельность Сафонова.
ХИНШТЕЙН: С высокой вероятностью могу предположить (хотя доказать пока это будет невозможно), что дальше собранные деньги шли куда-то еще, почему на это и закрывались глаза. Более того, сравнительно недавно было произведено задержание сразу 3 начальников экзаменационных межрайотделов за получение взяток. И встал вопрос, в общем, о судьбе полковника Сафонова, который в своей должности находится с 2012 года – почти 10 лет. И одна из основных претензий к начальнику Ставропольского ГУ МВД, со вчерашнего дня уже бывшему, генерал-майору полиции Щеткину – в том, что он, по сути, прикрыл Сафонова. И после скандалов с арестами его подчиненных дал ему лучшие характеристики, написал исключительное заключение о его чрезвычайных способностях и добился того, что Сафонов остался в своей должности.
Характерно, что пока следствие не говорит о продаже водительских прав, хотя это может и напрашиваться. Но нужны доказательства, то есть признания тех, кто такие права получил. А значит, взятку давал и тоже является уголовным преступником. Так что основной момент, который и оглашается вслух в деле "позолоченного полковника", – незаконное покровительство перемещению большегрузных автомобилей.
"В результате преступной деятельности Сафонов, Ткаченко, Аржанухин, Сотников, Парахин, Горлов и другие неустановленные лица, действуя организованной группой, получили взятку за обеспечение беспрепятственного проезда по территории региона грузового транспорта, осуществляющего перевозки зерновых культур и иных грузов, с признаками различных административных правонарушений в области дорожного движения в особо крупном размере на общую сумму не менее 19 484 330 рублей", – об этом говорится в материалах дела.
Что же происходило, если понятным языком? Министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края регулярно публикует приказы, которые действуют 1,5 – 2 месяца, в период весенней и осенней распутицы. Они не касаются автобусов, перевозок продуктов, лекарств, почты, удобрений и семян. А для всех остальных тяжелых машин на региональных и муниципальных дорогах выставляют временные знаки ограничения нагрузки на ось. Весной этого года, например, во всем крае действовал лимит – не более 5 тонн.
А вот какая масса обычно при полной загрузке бывает у грузовиков: 2-осные – 17 – 18 тонн, 3-осные – 25 тонн, фуры, где 5 осей, – 40 тонн. Делим массу на число осей – ни одна машина в прокрустово ложе не вписывается.
И как ездить – вопрос. В приказе на него отвечают: надо покупать пропуск по утвержденным государственным расценкам. Превышение нагрузки на ось на 3% стоит 4350 рублей. На 10% – 4850 рублей. 20% – 5600, 30% – 6350.
Но если взять 3-осный грузовик (25 тонн), то выясняется, что нагрузка на ось перекрывает лимиты на 66%. А это – 8500 рублей. За один пропуск. На одну поездку.
Дальше: кто же проверяет соблюдение водителями этих временных нормативов? ГИБДД. По идее, патрульную машину можно ставить у каждого такого знака и штрафовать водителей. Либо водители и их боссы могут договориться и приобрести у инспекторов некий постоянный пропуск за меньшие, но все равно немалые деньги.
За какие, у кого конкретно и как приобрести – рассказ долгий. Подробно он будет изложен в томах уголовного дела.
У следователей есть 48 часов на то, чтобы определить ближайшее будущее задержанных. Если они посчитают, что фигуранты дела не будут опасны на свободе, то они вправе их отпустить под подписку о невыезде. Но статьи, по которым идет расследование, подразумевают немалые сроки: за взятки и организацию преступной группы – до 20 лет лишения свободы. И потому мерой пресечения на 2 месяца может стать содержание в СИЗО. Решение об этом принимает суд после обращения следствия. Поскольку же дело это ведет ГСУ СКР по СКФО, а центр округа – в Ессентуках, то вопрос о мере пресечения может рассматриваться там в городском суде.