Авторские материалы ФАС против Booking: суть спора и его последствия
Персоны
Федеральная антимонопольная служба оштрафовала популярный сервис бронирования отелей Booking.com на 1 млрд 300 млн рублей. Проведённое расследование показало, что агрегатор ущемлял права российских отельеров, навязывая им неконкурентные условия. В компании с решением ФАС не согласны и уже заявили, что собираются его обжаловать. Подробности – у корреспондента “Вестей FM” Екатерины Косинец.
Чтобы забронировать гостиницу или отель на отпуск, большинство россиян первым делом открывают Booking.com. В компании об этом отлично знают. И, как заключила Федеральная антимонопольная служба, недобросовестно использует это преимущество.
ФАС постановила заплатить оборотный штраф 1 млрд 300 млн рублей. То есть сумма назначалась, исходя из доходов компании. Всё из-за того, что Booking требовал от отелей выставлять самую низкую цену за услуги именно в их сервисе. То есть по договору запрещено размещать на других каналах объявления даже со стоимостью, равной той, что указана на Booking. А тех, кто нарушал условие, отслеживали и отключали от системы.
В декабре прошлого года Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» обратилась в ФАС и потребовала выяснить, насколько правомерно действует популярный сервис. Антимонопольщики после разбирательства заключили, что компания навязывала гостиницам, отелям и хостелам соблюдение паритета цен и номеров и ограничивала их возможности работать с другими каналами.
Сами же отельеры роптали, но продолжали платить Booking и соблюдать их жёсткие требования. Выгода от сотрудничества с компанией всё же превышала затраты. Паритет цен действительно есть, но проблема в этом нет, говорит вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Сергей Колесников.
КОЛЕСНИКОВ: Это не проблема, это данность на самом деле. Я не стал бы называть проблемой то, что было прописано в договорах, и то, что, собственно говоря, было до вчерашнего дня нормой жизни. Доминирующее положение Booking на рынке действительно есть. Но люди создали продукт, который занял лидирующие позиции. Для этого они вкладывали деньги, рекламировали себя, зарабатывали репутацию. То есть они были партнёрами для отелей. Просто их услуги дорого стоят. То есть это действительно большие деньги.
К тому же, как рассказали владельцы бизнеса, пока шло расследование, в сервисе перестали отслеживать и наказывать тех, кто нарушает условия договора и таки выставляет номера на других ресурсах дешевле, чем на Booking. Теперь ФАС встала на сторону хозяев гостиниц и отелей.
Ноm оказывается, кроме паритета цен, у отельеров к Booking есть и другие претензии, говорит председатель Лиги малых отелей, хостелов и туристического жилья Ольга Войнова.
ВОЙНОВА: Booking.com не хочет платить НДС от собственного лица. То есть мы платим комиссию Booking. Кроме того, он на нас как на отельеров накладывает ещё дополнительные расходы. То есть мы платим за Booking НДС в Российской Федерации, а Booking это делать отказывается. Если раньше мы платили 15% наших комиссий Booking.com, то сейчас мы платим, получается, 22% комиссий. По-хорошему Booking должен платить налоги на территории РФ, чего он не делает.
Некоторые владельцы отелей, впрочем, платят той же монетой – находят различные уловки, чтобы обходить возрастающие комиссии. Самая распространённая ситуация, когда хозяин жилья звонит клиенту, который нашёл его через Booking, просит отменить бронирование в сервисе и оплатить напрямую. При этом обещают поощрительные скидки.
Но в основном все плачут, платят и всё равно продолжают сотрудничать. Потому что, кроме проштрафившейся компании, на рынке пока больше никто не способен обеспечить такой объём клиентов. А вырасти до такого уровня у остальных сервисов бронирования просто нет возможности. Ровно потому, что отельеры продолжают соблюдать навязанные Booking условия, поясняет Ольга Войнова.
ВОЙНОВА: Это мощный агрегатор. Он нам приносит приблизительно 70 – 80% клиентов. Здесь, конечно, мы им благодарны. Потому что, если бы не Booking, то, конечно, ни один отель не смог бы столько клиентов получать от каких-то других агрегаторов. Потому что они просто по сравнению с Booking, конечно, ещё не доросли. У них есть все возможности для этого, но они не могут развиваться. Может быть, одна из причин – это паритет цен.
Страдают в первую очередь другие агрегаторы. Можно было бы поставить точку в истории с паритетом цен в сфере бронирования гостиниц, если бы решение ФАС заставило Booking изменить формулировки в договорах с отельерами. Тогда другие каналы получили бы, наконец, возможность развития. Но в компании с решением антимонопольной службы не согласны. Как заявили в пресс-службе, «практика паритета цен вполне справедлива и позволяет поддерживать экосистему путешествий».
Назначенный штраф Booking.com собирается обжаловать. Аналитики не исключают, что если спор не разрешится, то крупнейший сервис бронирования может исчезнуть с российского рынка.