Авторские материалы Новые каталоги для ремонта по ОСАГО: мнения специалистов об их пользе

20 сентября 2021, 16:50

Персоны

Аварийная бухгалтерия в 3 томах: новые цены для компенсаций по ОСАГО теперь будут выпускаться каждый квартал. Российский союз автостраховщиков составит отдельные каталоги для запчастей, материалов и нормо-часов. Причем для каждого региона – в отдельности. Кроме того, в документах впредь не будет б/у запчасти. В РСА уверены, что расчет стоимости ремонта станет прозрачнее. Но насколько эти расчеты покроют реальные убытки пострадавших водителей? Разбирался обозреватель "Вестей ФМ" Сергей Артемов.

Как считать расходы на ремонт поврежденной машины в рамках ОСАГО? Центробанк выпустил свежую инструкцию по оценке ущерба и компенсации за него. Отныне каталоги цен запчастей, материалов и нормо-часов ремонта будут обновляться раз в 3 месяца, а не раз в полгода.

И цены эти устанавливаются для каждого региона. А именно – на каждую деталь составляется список интернет-магазинов, которые их продают с учетом доставки в центр конкретного субъекта федерации не позднее 2 недель со дня заказа.

Сам выбор тоже любопытен. Магазинов должно быть не менее 5. Из них выбирается третья минимальная цена по возрастанию снизу. Она и назначается примерной. Если магазинов – меньше 5, то берется вторая цена снизу. Если их 2, то минимальная из них. Если магазин – всего 1, то его цена и попадет в каталог. И в разных регионах цифры будут разными, а порой по указанным ценам хороших запчастей найти не получится, говорит управляющий партнер юридической группы "Шипович и партнеры" Денис Шипович.

ШИПОВИЧ: Это, опять-таки, будет "средняя по больнице". Если в каких-то магазинах детали, скажем так, не от официального производителя, то они будут снижать среднюю стоимость.

В формуле расходов на запчасти сохраняется один множитель – коэффициент износа. Он может уменьшить их цену максимум наполовину, в зависимости от возраста машины и ее пробега. В приложении к методике, впрочем, есть список деталей и узлов, к которым износ не применяется, например рулевые тяги и рейки, тормозные диски, колодки и барабаны, электронные блоки управления, ремни и подушки безопасности. Однако большая часть составляющих корпуса и начинки машины все же учитывается со степенью использования на ходу.

Схожим методом вычисляются и цены нормо-часов. Только за основу берутся ценовые показатели 10 автомастерских. Если расценки не менее 3 из них одинаковы, то они и становятся определяющими при компенсации. Обычно дилерские центры в такую группу не попадают, их работа – всегда более-менее дороже.

В результате владелец побитой машины может получить меньшие деньги, нежели те, в которые реально обойдется ее ремонт. И чем старше машина, тем разница окажется весомее. Потому, по мнению автомобильного обозревателя радиостанции "Вести ФМ" Игоря Моржаретто, для большинства водителей не изменится ничего.

МОРЖАРЕТТО: Я все-таки надеюсь, что рубль у нас будет вести себя стабильно по отношению к валютам, и потому разницы – в 3 месяца или полгода – особой не вижу. Плюс к тому справочники будут более региональные. Раньше они рассчитывались для определенных групп регионов (на 13 групп была вся страна поделена), а теперь будут для каждого региона отдельно – может, будут более точно учитываться местные цены.

Надо отметить, что в новых каталогах уже не будут помещены б/у запчасти. Ранее цены на них отслеживались, и приобретать их страховщикам в целях ремонта было разрешено. Теперь – нет. Игорь Моржаретто сочувствует многим водителям подержанных машин, которых ожидают долгие перепалки со страховыми компаниями.

МОРЖАРЕТТО: Потому что есть довольно большая группа автомобилей, на которые нет новых деталей, – в первую очередь это относится к Дальнему Востоку, там очень много подержанных праворульных иномарок, и новых деталей на эти машины просто физически не существует. Я могу сказать, что средний возраст этих машин – порядка 20 лет, и где найти новую запчасть на какую-нибудь 20-летнюю Toyota Crown – я просто не представляю.

По закону об ОСАГО предельный лимит выплат пострадавшим за ущерб имуществу ограничен суммой в 400 тысяч рублей. Оттого, по мнению Дениса Шиповича, на таком фоне новые каталоги окажутся полезными лишь при мелком ремонте.

ШИПОВИЧ: Нормы закона в данном случае превалируют. Если возникает превышение этой суммы, то здесь методики не имеют уже большого значения, по сути. Точность не заменяет установленного законом ограничения.

Да и в целом, отмечает юрист, к самим каталогам особых претензий у водителей не было никогда. Недовольство пострадавших вызывали сопутствующие аспекты ремонта по ОСАГО.

ШИПОВИЧ: Автолюбители сталкивались с тем, что была не то чтобы недобросовестность, но различные злоупотребления в каждом конкретном случае с тем, как это определялось, какие детали использовались и, собственно, как ремонтировался автомобиль. У автовладельца после ремонта страхового, ну, глаза на лоб лезли: условно после ДТП по документам было указано, что заменен повреждённый бампер, а он на самом деле был запаян, закрашен и поставлен обратно.

И все же, по широкому спектру выводов автоэкспертов, стоимость запчастей по новым страховым каталогам вырастет. Эти методики от ЦБ вступают в силу с 1 марта будущего года. И страховщикам придется возмещать пострадавшим чуть больше. И вот тогда возникнет главный вопрос к любой истории про ОСАГО: если затраты увеличатся, то не потребуют ли страховые компании очередного подъема тарифов по договорам "автогражданки"?

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация