Авторские материалы Две программы обучения на водителя: преимущества и недостатки

20 октября 2021, 14:51

Персоны

Учиться на водителя придется дольше, но в автошколе – меньше. Новые программы подготовки по категории "Б" изучают в Министерстве просвещения. Из серьезных изменений – введение самостоятельной подготовки и сокращение времени обучения на "площадке". Кандидатов на права будут также обучать оформлять "европротоколы" при ДТП и правильно устанавливать в салоне устройства безопасности для детей. Среди экзаменов, которые придется сдавать, – "культура вождения и водительская этика". Специалисты из автошкол скептически оценивают проекты программ. Подробности – у обозревателя "Вестей ФМ" Сергея Артемова.

Будущие водители обучались бы по-старому и дальше, если бы не "беспилотники". Несколько лет назад по предложению правительства в программы подготовки были внесены скупые строки об управлении автомобилями с разной степенью автоматизации. Однако, поскольку регламент "регуляторной гильотины" при мельчайших правках документов требует их полной отмены и принятия заново, вокруг проектов программ обучения закипела работа. Общественники, представители различных ведомств и учреждений, начальники автошкол – все они в эту работу включились. И теперь у Министерства просвещения оказался готовым свой проект. А другой – как раз творение широкого круга авторов. Но тоже – по заказу Министерства.

Первый вариант, навскидку, практически повторяет прошлые программы. Из нового – увеличение общего времени обучения со 190 часов до 204. При этом пребывание слушателей в автошколах планируется сократить до 146 часов. Остальное отдать для самоподготовки. Но самоподготовка кандидатов в водители запрещена законом. Нельзя научиться рулить где-то на пустыре, запомнить знаки и явиться на экзамен в ГИБДД. Самостоятельное же изучение материала – это совершенно другое, отмечает представитель Экспертного центра "Движение без опасности" Владимир Бахарев.

БАХАРЕВ: Речь идет об очно-заочной форме обучения, где на самостоятельное изучение отдана часть блока модуля. На автошколах остается вся функция практической и экзаменационной деятельности, в том числе и по устным предметам. Для освоения основного блока материала можно использовать дополнительные методы, включая возможности создания новых каких-то индивидуальных учебных траекторий. Это расширяет возможности для автошколы с точки зрения преподавания основных и смежных предметов.

И самостоятельно, наверное, вполне можно будет прочитать о правилах поведения за рулем, об уважительном отношении к другим участникам движения; все это – о новом модуле "Водительская этика", который есть в альтернативном проекте. А затем сдать экзамен. Модульность программ, четкая разбивка их по тематическим блокам – тоже, собственно, новинка, необходимая для индивидуализации обучения, говорит Владимир Бахарев.

БАХАРЕВ: И с точки зрения мастеров производственного обучения, и с точки зрения преподавателей нужно понимать, что изменились и требования к ним. Основная идея начиналась с того, что "необучаемых людей не существует", нужны различные подходы и различные объемы времени для освоения программы. Эта ключевая идея прошла через всю программу.

Конечно, автошколы – это обучающие организации с утвержденной государством программой. Но при том они, конечно, – и коммерческие организации, которые зарабатывают на своих учениках.

Руководители автошкол в ходе обсуждения предлагали разделить потоки обучения на любителей и профессионалов. Попросту, готовить тех, кто будет на легковушках ездить по выходным за покупками в супермаркет, и тех, кто на легковушках же займется извозом, по разным программам. Это не прошло. Но не прошло и здравое, кажется, изменение по уменьшению часов курса "Устройство автомобиля", говорит руководитель Национального союза автошкол Елена Зайцева.

ЗАЙЦЕВА: Те же 20 часов по устройству автомобиля. Вот вчера у нас был "круглый стол", как раз, когда мы обсуждали итоговый проект, который меня реально удивил. Я говорю: неужели вы реально считаете, что 20 часов – это то, что нужно современному водителю, и он будет ремонтировать свой автомобиль? Мы в своем проекте предлагали ограничиться – у нас есть такой перечень в законодательстве – "неисправностями, при которых запрещена эксплуатация автомобиля". Давать устройство с точки зрения безопасности предлагалось в таком варианте, достаточно сокращенном. И инспекцию перед поездкой перенести на практические занятия с инструктором – как осмотреть автомобиль, что туда залить и так далее. Вот только это.

Но слушателям придется 20 часов сначала учить, а потом сдавать устройство современного автомобиля, от которого у матерых сервисменов в дилерских центрах порой волосы дыбом встают. Но таковы реалии.

Среди других изменений, предлагаемых в обоих проектах, – сокращение времени на обучение первичным навыкам на "площадке". При том – увеличение с 32 до 38 часов поездок по городу с инструктором. И обучение полезным для всех умениям – например, как правильно установить автолюльку, детское кресло или бустер, чтобы перевозка ребенка была комфортной и безопасной. Или – как быстро и правильно заполнить "европротокол" при аварии, чтобы движение не тормозить и без страховки потом не остаться.

Вот только минус того варианта, что выбран в Министерстве за основу, по мнению Елены Зайцевой, в том, что он провозглашает цели обучения, но ничего не говорит о методах, как учить.

ЗАЙЦЕВА: Такой очень формализованный подход к этому. Чему нужно учить? Там поставлены какие-то задачи – чтобы был культурный водитель, например. А как этому учить? Кто должен этому учить? С помощью чего? Жаль, в программе это никак не раскрывается, и она остается по-прежнему такой формализованной и декларирующей, я бы так сказала.

Основной задачей при формировании программ, как подчеркивали чиновники ведомства, было не допустить увеличения стоимости обучения, чтобы усложнение не легло на карман слушателей. Потому, с учетом этой экономии, в каждой автошколе и разработают затем свои учебные планы на основе этих программ. А вот каких конкретно – еще вопрос. Потому как свои аргументы в обсуждении непременно появятся у Госавтоинспекции, еще одной заинтересованной стороны, – заинтересованной, прежде всего, в безопасности на дорогах.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация