Авторские материалы Ошибся в данных для авиабилета? Перевозчик не должен брать тысячи за исправление

21 октября 2021, 13:31

Персоны

Брать плату за изменение данных пассажира в авиабилете недопустимо. Так посчитали в Роспотребнадзоре .В основе этого решения – неоднозначная ситуация, которая произошла в Красноярске. Одна из авиакомпаний в июле отказала пассажиру в перелете из Москвы в Анапу после того, как он не согласился доплатить 1 тысячу рублей за внесение изменений в отчество, в котором ошибся при оформлении билета. После этого клиент обратился в управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю. И там встали на его сторону. Однако авиакомпании не готовы платить за чужие ошибки и считают, что взимание средств здесь – правомерно. В непростой дилемме, на чей карман ложится промах пассажира при заполнении документов, разбиралась корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

Казалось бы, с кем не бывает. Заполняя строчки в авиабилете в режиме онлайн, пассажир нажал не на ту букву, не заметил этого и оплатил билет. А уже на регистрации перед полетом выясняется, что Петр Иванович стал "Метром Ивановичем", или Максим стал "Максием". Опечатка. Как быть?

Корректировка данных обязательна! Потому что авиакомпания не только должна убедиться, что летит именно этот пассажир, но и передать расширенные данные о пассажире в Единую государственную информационную систему транспортной безопасности. И здесь ошибок быть не должно. То есть в любом случае нужна корректировка.

Чья это обязанность? По закону – и авиакомпании, и пассажира, поясняет научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Андрей Крамаренко.

КРАМАРЕНКО: Передача полной корректной информации в базу данных по пассажирам, которая ведется в целях безопасности, в соответствии с законом о транспортной безопасности. Это их обязанность – вместе с авиакомпанией устранить эту ошибку.

Но если пассажир это делает бесплатно, да еще и с извинениями за собственную оплошность, то авиакомпания берет за это деньги. Как правило, от 1 до 5 тысяч рублей за исправление. Законно ли это? Вопрос, как оказалось, спорный. И это доказал случай с пассажиром из Красноярска, летевшим в Анапу. Напортачив в написании собственного отчества, человек был отстранен от полета, не захотев платить за исправление ошибки в билете. В Роспотребнадзоре сочли действия компании недопустимыми.

И это – логично. Плата берется только в том случае, объясняют юристы, если оказана услуга. Но в подобных ситуациях услуга не оказана. Благоприобретения не было. Корректировка – это обязанность как пассажира, так и авиакомпании. Потому никакой платы в случае незначительной ошибки быть не должно, если она не влияет на идентификацию пассажира, поясняет Андрей Крамаренко.

КРАМАРЕНКО: Если те данные, которые внес пассажир, позволяют его идентифицировать однозначно, корректировка его данных не является услугой. Услуга – это та история, когда вторая сторона что-то приобретает. Услуга в гражданском праве – это не односторонний процесс. В случае когда вы сделали ошибку в отчестве , а вам говорят "Заплати 1000 рублей", вы никакого блага не получаете. Это не услуга! Это побор!

Но совсем иная история, когда человек ошибся настолько в имени, фамилии, отчестве и дате рождения, что его нельзя идентифицировать. Например, Оксана Вадимовна превратилась в "Олесю Владимировну". В этом случае, безусловно, авиакомпания вправе отказать в перелете, поскольку эта ситуация трактуется как "замена пассажира". Здесь включаются уже другие механизмы и о корректировке данных речь не идет.

Но на основании чего до сих пор авиакомпании взимают плату за внесение изменений в билет? Формально это объясняется тратой ресурсов на пассажира, говорит Андрей Крамаренко.

КРАМАРЕНКО: Тратится время сотрудника на вас, ресурсы задействуются, вынуждены обращаться в инвенторную систему, но это – сущие копейки. Десятка рублей, сотня, но не тысячи. Никто не говорит о том, что это должно быть бесплатно, но зарабатывать на этом нельзя. Этот процесс не носит гражданско-правового характера, это – всего лишь исполнение своей законной обязанности. Это противоречит гражданскому праву. И здравому смыслу.

Коррекция данных пассажира не подразумевает обогащение одной из сторон договора. Соответственно, пассажир вправе требовать разницу между стоимостью изменения данных, которая не является услугой, и ее себестоимостью. Причем от перевозчика еще требуется подтвердить фактически понесенные расходы.

Но может ли авиакомпания, установив несоответствие данных в проездном документе с данными в паспорте потенциального пассажира, отказать в перевозке? Может. Ведь внесение изменений данных в билете – это действие, которое потребитель запрашивает сам.

Как правильно вести себя пассажиру, если у него взимают деньги за корректировку его данных? Если ошибка незначительна, то проще сначала заплатить, а затем обратиться в суд или прокуратуру. Скорее всего, деньги вернут в досудебном порядке, говорят юристы. Любая авиакомпания, получив предписание о неправомочности таких действий, предпочтет возврат средств, нежели станет за 1000 рублей бодаться в суде. Который все равно встанет на сторону пассажира.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация