Авторские материалы “Выбор психологии для 9-летнего ребенка – абсурд”: обучение Алисы Тепляковой в вузе предложили приостановить
Персоны
Девочка-вундеркинд или опасный эксперимент? Один из ведущих российских психологов, член Совета по правам человека при президенте Александр Асмолов полагает, что обучение 9-летней Алисы на факультете психологии МГУ надо приостановить, чтобы не испортить развитие ребенка. Письмо с соответствующей просьбой он направил в адрес главы СПЧ, уполномоченного по правам человека и детского омбудсмена. Родители же ребенка полагают, что Алиса стала жертвой травли со стороны сотрудников университета. Подробности – у обозревателя "Вестей FM" Сергея Артемова.
Алиса Теплякова к своим 9 годам успела дважды попасть в национальную книгу рекордов – как "самая юная выпускница средней школы" и почти сразу – как "самая юная студентка в истории МГУ". Впрочем, баллов для поступления на бюджетное место она не набрала, и родители оплачивают ее обучение.
И обучение это выглядит странным даже с учетом "ковидных" ограничений последнего времени – Алиса не ходит на практические занятия с 8 сентября и пропустила большинство лекций. Тем не менее до сессии ее допустили. Первое испытание – по русскому языку – девочка сдала на тройку. Второй – профильный, введение в психологию, – на два. Ее отец сразу после экзамена устроил переполох у дверей аудитории, желая "поговорить по душам" с преподавателями. Пришлось вызывать полицейских.
Кстати, ранее Евгений Тепляков заявлял, что его дочь способна еще на одно достижение – освоить всю 5-летнюю программу и получить диплом психолога за 2 года. Судя по первым результатам, получается пока не очень.
У Алисы – необычные способности, и их нужно развивать и поддерживать. Однако когда речь идет не о творческом развитии, а фактически – о выборе профессии в столь юном возрасте, это может обернуться проблемой, потому что профессия – не только специфические знания, говорит академик РАО, вице-президент Российского общества психологов, член Совета по правам человека при президенте Александр Асмолов.
АСМОЛОВ: Успех может быть, если идет опора на те или иные специальные способности – в области музыки, в области математики. Психология – особая профессия, она всегда предполагает личностный опыт и погружение в серьезные проблемы межличностных отношений. В связи с этим выбор психологии для 9-летнего ребенка по большому счету – абсурд. Одаренность всегда связана с теми или иными специальными способностями. В данном случае нет специальных способностей по отношению к человековедению и "человекознанию".
Обучение Алисы Тепляковой в МГУ надо приостановить, полагает Александр Асмолов. Этот опасный эксперимент, по его мнению, может вызвать психотравматические последствия для ребенка – с таким письмом ученый обратился к главе СПЧ Валерию Фадееву, уполномоченной по правам человека Татьяне Москальковой и детскому омбудсмену Марии Львовой-Беловой.
В аппарате уполномоченной пока не отреагировали на эту просьбу, а комментарий Валерия Фадеева был таков – цитата по "РИА Новости": "Я не специалист в этой области, и здесь речь идет о судьбе ребенка, я никакие свои соображения высказывать не имею права. Мне кажется, что уполномоченный по правам ребенка здесь более уместен, но если мы поймем, что мое участие будет разумно, то я готов помочь организовать какое-то обсуждение".
В свою очередь, Мария Львова-Белова за день до публикации письма уже высказалась, что случай Алисы Тепляковой вызывает у нее беспокойство. Как сообщила пресс-служба офиса детского омбудсмена, его сотрудники проинформировали психологический факультет МГУ о необходимости "использовать индивидуальный учебный план, который создаст наиболее комфортные условия для освоения Алисой образовательной программы. Повышенное публичное внимание может повлечь и негативные для неё последствия. Нельзя допускать травли – как в отношении Алисы, так и в отношении её семьи". А именно о травле говорит мать девочки – вот ее краткий отклик в соцсетях на письмо психолога: "Вы всем детям, которых травят в образовательном учреждении за то, что они отличаются, советуете оттуда уйти?"
Учреждения образования – одно другому рознь. Детский сад отличается от школы, а та – от университета. Эти ступени человек проходит в соответствующем возрасте. И одаренные дети – группа риска, отмечает Александр Асмолов.
АСМОЛОВ: Они обладают особой чувствительностью к миру – они невероятно ранимы. И когда мы даже развиваем чисто интеллект ребенка, его познавательные возможности вне учета позитивной социализации, общения со сверстниками, мы резко увеличиваем риски для психологического здоровья ребенка.
Это – научная позиция, но вместе с тем напрашивается вопрос: а насколько интересно такому ребенку, обладающему, допустим, знаниями и кругозором 20-летнего, общаться с 9-летними сверстниками? И ответ на него – непрост. Больше того, его еще предстоит найти, признает академик.
АСМОЛОВ: Необходимо четко понять, как действовать и какие найти программы образовательного и психологического сопровождения Алисы.
А вот как высказалась на эту тему в эфире нашей радиостанции уполномоченная по правам ребенка Московской области Ксения Мишонова.
МИШОНОВА: Мне кажется, что природу не обманешь, ее отменить невозможно. Если где-то даже ребенок преуспел, то в любом случае организм развивается согласно своему физическому и психическому возрасту. Недаром же программа выстроена от простого – к сложному: в 1, 2, 3 классе это изучают, в 4, 5 – другое, а потом вводят новые предметы, когда уже мозг может воспринимать такое количество информации, оценивать и так далее. Я считаю, что у ребенка крадут детство. Ей нужна своя возрастная среда, ей нужны глупости, игрушки, куклы.
Кукла у Алисы есть – мама девочки разместила видео, на котором ее дочка что-то читает в смартфоне. Кукла лежит рядом – наглядные аргументы, что ребенок и в науку погружен, и играть не забывает.
"Ты что сейчас читаешь? – Фихтенгольца, 2-й том. – А про что? – Сейчас у меня – сходимость несобственного интеграла. – А до этого что было? – А до этого – аналогия несобственных интегралов и рядов. – Интересно? – У. – Вот, уважаемый господин Асмолов! Вам не стыдно вот такому ребенку запрещать учиться?"
А в соцсетях можно найти едкие замечания, что тихое междометие "у" неубедительно подтверждает всю глубину увлечения ребенка учебником Фихтенгольца.
Юридически же коллизия выглядит так: Алиса Теплякова получила аттестат о среднем образовании и по закону имеет право на получение образования высшего. Ее родители заключили договор на оплату обучения – тоже по закону. Органы опеки и попечительства по месту жительства девочки не отмечали угроз жизни и здоровью ребёнка.
Алисе в ходе зимней сессии предстоит сдать еще 2 непростых экзамена – высшую математику и анатомию центральной нервной системы. И еще 2 попытки пересдачи двойки по психологии. Если ее не исправить, деканат может отчислить юную студентку за неуспеваемость. Похоже, в руководстве факультета именно такой исход негласно видят наиболее естественным логическим завершением примера столь раннего постижения сложной науки.