Авторские материалы Ретейлеры “заморозят” наценки

12 января 2022, 12:58

Персоны

Ретейлеры не будут увеличивать наценки на 200 товарных позиций из базовых продуктов. Среди них – хлеб, молоко, гречка и овощи из так называемого борщевого набора. Так крупные розничные сети отреагировали на пристальное внимание Федеральной антимонопольной службы, проявленное из-за роста цен на продовольствие. С подробностями – корреспондент “Вестей FM” Марина Костюкевич.

Хлеб, молоко, вермишель, картошка, гречка, сливочное масло, а также свекла, капуста, лук и морковь не будут дорожать так же быстро, как их соседи по полкам из более дорогого сегмента. Ретейл готов "застопорить" рост цен примерно на 200 товарных позиций из 25 категорий базовых продуктов. За счет чего? Они готовы "накручивать" цены не более чем на 10%. В ФАС подтвердили, что получили такие предложения от X5 Group, «Магнита» и «Бристоля». В Минпромторге напоминают, что в прошлом году средняя надбавка на эти товары в сетях была на уровне 15 – 16%.

Но что стоит за этим невиданным для торговли альтруизмом? Почему сети идут на, казалось бы, абсолютно невыгодный для себя шаг и снимают наценку на продукты, которые гарантированно пользуются покупательским спросом? Ретейл ничего не сделает себе в убыток. Причин для такого шага сразу несколько, поясняет вице-президент Ассоциации производителей и реализатороров "Гастроном" Илья Завельский.

ЗАВЕЛЬСКИЙ: Во-первых, это сильный маркетинговый ход, потому что ценовая политика сразу отразится на продажах: они вырастут. Конкуренты либо должны снизить цены, либо у них продажи упадут. Это и призыв к производителям: мы на эти продукты наценку не делаем, вы должны нам скинуть закупочные цены. Это и социальный вопрос – Минпромторг эту идею тоже поддержал. “Заморозка” цен, когда они растут – это политический вопрос.

Эксперты в таком шаге усмотрели прямую угрозу для небольших магазинов, в которые люди заходят что называется “по дороге домой”. Эти точки как раз и выживают из-за оборота. Поскольку здесь чаще всего покупают продукты из базовой корзины: молоко, яйца, сахар, крупы. Если крупные сети будут заманивать выгодными ценами именно на эти товары, то многие из таких магазинов могут разориться. Все не так однозначно, считает вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Сергей Кузнецов. Многое будет зависеть от поставщиков.

КУЗНЕЦОВ: Здесь многое будет зависеть от ценовой политики производителя. Если разрыв закупочных цен для больших торговых сетей и маленьких магазинов не будет расти – это одна ситуация. Если разрыв этот будет увеличиваться, это, конечно же, может сказаться на отдельных магазинах.

Но захотят ли производители снижать цены на самые популярные товары? Скорее всего, они будут вынуждены "подвинуться" в цене под давлением крупных сетей, отказавшихся от высоких наценок, говорит Сергей Кузнецов.

КУЗНЕЦОВ: Если не будет каких-то чрезвычайных обстоятельств, которые влияют на себестоимость, сдерживание цен со стороны производителей будет.

Сети, взявшие на себя достаточно приятные для потребителя обязательства, безусловно, на первых порах будут держать цены и привлекать этим к себе. Но насколько долго они смогут продержаться? Сдержат ли слово в течение года не увеличивать наценку свыше 10%? В этом как раз сомнений быть не может, считает Сергей Кузнецов.

КУЗНЕЦОВ: В условиях, когда доходы населения практически не растут, идет жесткая конкурентная борьбы, и необоснованных повышений, наверное, трудно ожидать. Так что если повышение цен и будет, то это будет происходить в первую очередь из-за изменения закупочных цен.

Однако некоторые эксперты призывают не обольщаться и указывают на то, что 200 позиций, на которые будет распространяться "заморозка" наценок, – лишь капля в море для крупных сетей. Сдерживая накрутку на эти группы товаров, они плавно могут увеличивать ее на другие категории. Которые также востребованы в их сетях. Например, на колбасы, десертную “молочку”, кондитерские изделия, растительные масла. Которые, к слову, и так растут в цене. По данным Росстата, например, цены на пельмени и сосиски выросли за прошлый год на 20%, на растительное масло – на 17%, на сигареты – на 15%, на алкоголь – на 5%. И этот список – тоже немаленький. И вот здесь как раз могут оказаться в выигрыше маленькие магазины, если они сохранят невысокую наценку на эти товары. Покупателю же, как всегда, придется лавировать между ценниками, выбирая того продавца, у которого наиболее выгодные предложения.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация