Авторские материалы “Цифра” затормозила грузоперевозки
Персоны
Электроника застопорила грузоперевозки. Транспортные компании жалуются на долгое ожидание электронных разрешений на перевозку массивных грузов. Дальнобойщики также недовольны штрафами из-за неправильно настроенных автоматических весов. Предприниматели просят правительство на время вернуть бумажные спецпропуска и пересмотреть нормативы для большегрузов. Обозреватель “Вестей FM” Павел Анисимов продолжит тему.
Дальнобойщики третий год бьются с цифровизацией грузоперевозок. Благие, по сути, идеи – потоковое взвешивание машин и онлайн-выдача спецразрешений на транспортировку негабаритных грузов – на деле стали испытанием для транспортников. По отзывам водителей, весовой контроль с онлайн-датчиками, когда машина взвешивается на ходу, не всегда работает корректно. Бывает, что за один рейс автопоезд может пройти несколько рамок контроля без нарушений, а с последней "прилетает" крупный штраф за перегруз. Неправильно настроенные сенсоры фиксируют превышение габаритов, например из-за торчащей на крыше антенны или же из-за того, что фура подпрыгнула на кочке. В результате онлайн-весы отмечают перегруз.
Кроме того, не отлажена электронная база данных. К примеру, на грузовик есть официальный допуск на 11 тонн на ось, а программа видит на тонну меньше и автоматически выписывает 100 – 150 тысяч рублей штрафа. Как правило, суды по претензиям перевозчиков отменяют назначенное наказание, хотя и не признают, что штраф выписан неправомерно.
Ещё один недочёт электронной системы грозит полной остановкой сложных грузоперевозок в регионах. С недавнего времени вместо бумажных пропусков на доставку крупногабаритных и сверхтяжёлых грузов стали оформлять специальные QR-коды. Получить их можно на сайте «Росдормониторинга». Переход в "цифру" должен был упростить получение спецразрешений. Но транспортники жалуются, что вместо ускорения процесса согласование затягивается на недели. Иногда в перевозке отказывают, поскольку некоторые регионы не внесли свою дорожную сеть в федеральную базу и программа не может просчитать маршрут крупногабарита.
В Минтрансе признают некоторые недочёты новой системы и говорят, что скоро полностью наладят электронный мониторинг грузоперевозок. Сами проверки на дорогах никуда не денутся: по данным Росавтодора, как минимум каждый третий грузовик выезжал в рейс с перевесом. А это – триллионы рублей ущерба от разбитых большегрузами дорог.
Бизнес-сообщество предлагает на время вернуть старые правила, пока электронную систему не отладят. В частности, вместо обязательного оформления спецразрешений в электронном виде вернуть бумажные документы. А на будущее ввести нештрафуемый порог по массе и габаритам грузовиков – как на дороге за превышение скорости. Предлагается также отменять штрафы, если грузовая машина тяжелее нормы не более чем на 10% или превысила габаритные показатели грузовика до 15 сантиметров.
В данные Минтрансе предложения пока не прокомментировали.