Авторские материалы В Петербурге легализуют граффити
Персоны
В Законодательном собрании Петербурга полны решимости разработать правила для уличного искусства, в частности, для художников, занимающихся граффити. По мнению законодателей, правила должны быть понятными, простыми в исполнении, разделяющими людей с баллончиками краски на художников и хулиганов, портящих стены городских зданий непонятными надписями. Там же, где картины уличных художников не могут появиться по закону, предлагается заменить их на световые инсталляции без ущерба для архитектуры. В инновациях стрит-арта разбирался наш собственный корреспондент в Санкт-Петербурге Олег Яхонтов.
Проблему появления граффити на городских зданиях законодатели и чиновники почти безуспешно пытаются решить уже несколько лет. Почти, поскольку в Санкт-Петербурге все же решили выделить два общественных пространства, где уличные художники могут творить свободно. Это парк "Зима-Лето" в пригороде Колпине и конструкции под мостом Бетанкура. Места, мягко говоря, не самые популярные и туристические. Все остальные граффити рано или поздно закрашиваются. Причем речь идет не о стенах исторических зданий, охраняемых законом, а даже о трансформаторных будках, не представляющих особой ценности.
Процесс согласования сложен, а договориться с собственниками, которые затем формально должны следить за сохранностью фасадов, не всегда возможно. В итоге под закраску попадают очень неплохие произведения уличных художников, например, портрет Даниила Хармса на фасаде дома, где писатель прожил 15 лет. Изображение стало не только известным, но и своего рода городской достопримечательностью до того момента, пока один из жильцов не написал жалобу в районную администрацию. В итоге суд постановил закрасить изображение, причем не помогло даже заступничество известных деятелей культуры Санкт-Петербурга.
Теперь в городском парламенте хотят разработать законопроект с четким регламентом деятельности художников-граффитистов. По словам его автора депутата ЗАКСа Павла Крупника, у творческих людей будет гораздо больше возможностей.
КРУПНИК: Мы – законодатели и исполнительная власть – делаем все возможное, чтобы упростить сбор документов. Подобные граффити, я считаю, могут быть лицом Санкт-Петербурга. В том числе в плане наших гостей города. Мы же видим, что общественный резонанс есть. Зачем нам закрывать глаза на это? Ведь все можно обсудить и везде найти компромиссные решения.
В законопроекте предлагается разрешить размещать рисунки на фасадах домов в спальных районах, а в центре – внутри дворов, а также на трансформаторных будках. Причем их собственник – "Ленсвет" – принципиально не против. Но с соблюдением двух условий: эскизы должны получить одобрение специальной городской комиссии. И второе: во всех случаях необходимо согласие собственников. Причем, по мнению парламентариев, срок существования одной композиции может быть определенным. Например, 1 год. А затем место отдадут другому художнику. Помимо этого, уличные живописцы смогут показывать свои произведения даже там, где граффити запрещено в принципе – на фасадах исторических зданий в центре с помощью световых инсталляций. Они могут проецироваться на брандмауэрах зданий вечером.
Причем опыт уже есть. В Международный женский день на фасаде Российской национальной библиотеки уже была развернута целая галерея световых картин. Именно таким способом попытаются компенсировать потерю граффити Даниила Хармса. До 15 апреля комитет по градостроительству объявил конкурс на лучшее изображение, связанное с творчеством писателя для светопроекции. По словам зампредседателя комитета по градостроительству и архитектуре Алексея Моора, световая инсталляция – это компромиссное для всех решение, которое не портит фасад и создает что-то новое.
МООР: Есть определенные пропорции стены. Чтобы изображение гармонично смотрелось на фасаде, необходимо соблюсти это. Также тема. Тема у нас – Хармс, и здесь мы готовы рассмотреть предложения от горожан, какие-то визуализированные факты из биографии, также графические материалы.
Сами же уличные художники относятся пока к инициативам депутатов спокойно, поскольку подобных попыток было уже несколько. Новым, простым правилам для уличного искусства они будут без сомнения рады, а вот световые проекции никогда не заменят граффити. Ведь это живое искусство. А любая проекция, включающаяся, как вечерняя световая реклама, всего лишь реплика. Хотя, безусловно, имеющая право на существование.