Нацвопрос Центр Азии – в России

2 апреля 2022, 16:07

Персоны

Образ России в государствах Центральной Азии. Отношение к сюжетам общей истории. Современные гуманитарные связи.

САФАРОВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. В эфире "Вести ФМ", как всегда в это субботнее время, программа "Нацвопрос". В студии Марат Сафаров. И сегодня мы поговорим о Центральной Азии. Не люблю это словосочетание, ворчу всегда, всегда пытаюсь нашим старым русским историко-географическим понятием "Средняя Азия" обозначать. Но вот борются со мной и книги, и диссертации, вот это вот словосочетание "Центральная Азия", оно отовсюду выпирает, в хорошем и не в хорошем смысле. Поэтому, вот уже почти смирившись, говорю "Центральная Азия". И не только в историческом аспекте и даже, может быть, не столько, в первой части уж точно поговорим о современных взаимоотношениях России и Центральной Азии с нашим сегодняшним гостем, гостьей Дарьей Викторовной Сапрынской – научным сотрудником Института стран Азии и Африки МГУ имени Ломоносова, руководителем проекта Фонда поддержки публичной дипломатии имени Горчакова. Дарья, приветствуем вас в эфире "Вести ФМ".

САПРЫНСКАЯ: Здравствуйте, Марат. Здравствуйте, дорогие слушатели.

САФАРОВ: Давайте все-таки поиграем в слова – Центральная Азия и Средняя Азия. Что, в общем, вот ближе, так скажем, словосочетание какое? И с каких пор "Центральная Азия" стала гораздо более частотно употребляться?

САПРЫНСКАЯ: Мне кажется, здесь нужно принципиально выделить два подхода. Первый – это такой глобальный и тот, который двигает все-таки европейская наука, когда мы говорим о регионе, о странах Центральной Азии, как о странах, которые принадлежат этому региону. И мы с вами должны понимать, что понятие "Центральная Азия" еще придумано Гумбольдтом. И он говорил, конечно, о Центральной Азии как области географической и вводил это для того, чтобы обозначить огромные пространства и территории, которые мы отнесем к современным странам Центральной Азии, к Сибири, вплоть до рубежей с Китаем.

САФАРОВ: То есть (я на секундочку вас прерву, чтобы мысль не потерять), то есть части территории современной России, например, Сибирь, Тува, вот которая считается прям центром Азии, да?

САПРЫНСКАЯ: Конечно. Тува – фактически центр Центральной Азии, если мы с вами посмотрим на этот аспект географически. А уход от термина "Средняя Азия", мне кажется, уже входит в область другой науки – в область политологии, когда говорят о том, что все-таки справедливо называть этот регионе не как Средняя Азия, а как Центральная Азия. Потому как таким образом остается некоторый флер от прошлого советского наследия. То есть на самом деле это нужно в создании вот этих новых национальных государств и представление региона как нового геополитического игрока.

САФАРОВ: То есть, когда мы говорим об историческом контексте, мы вправе употреблять понятие "Средняя Азия", разговаривая, скажем, о Русском Туркестане или о Советском Востоке, да?

САПРЫНСКАЯ: Безусловно. Да, конечно, и можем употреблять термин и "Западный Туркестан", и можем употреблять термин в отношении Синдиана как "Восточный Туркестан", который также встречает некоторое недовольство. И терминов много, мы знаем с вами и вообще о том, что термин "Туркестан" появляется не на территории, у самих тюрок, это ведь термин ираноязычный, да? Мы так существуем в нашем пространстве, когда все-таки люди извне называют территории для обозначения и формирования какого-то представления об этих территориях.

САФАРОВ: Да, уж сколько у нас этнонимов, по сути экзоэтнонимы, то есть обозначение таких народов.

САПРЫНСКАЯ: А еще, Марат, вы, наверное, вспомните термин "Татария", да?

САФАРОВ: Конечно.

САПРЫНСКАЯ: Вот здесь, конечно, встает вопрос о единстве России и стран Центральной Азии. Если уж центр Центральной Азии находится в России, это та самая Тува, то как мы – близки ли мы друг другу или далеки?

САФАРОВ: Вот это очень важный вопрос. И близки ли мы или далеки стали с государствами Центральной Азии за последние 30 лет...

Слушайте в аудиофайле!

Нацвопрос. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация