Нацвопрос Современный Ирак: этническая и религиозная жизнь
Персоны
Современный Ирак. Этническая и религиозная жизнь иракского общества. Научные связи с Россией. Обо всем этом расскажет Егор Крыков, сотрудник Центра по изучению межэтнических отношений Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН.
САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вести ФМ" программа "Нацвопрос", в студии Марат Сафаров.
Современный Ирак. Этническая, религиозная жизнь иракского общества, научные связи с нашей страной. Ну, понятно, что это тема, которая мало известна, поскольку пока еще мало наших соотечественников (в том числе по научной, академической линии) посещают Ирак. Сложное положение, много различных новостей, которые приходят из этой страны, они тревожные. Но, тем не менее, все-таки есть среди нас люди, которые в Ираке побывали, и даже не один раз. И, конечно же, эти впечатления во многом уникальные, потому что они из первых рук, из первых уст, и в том числе действительно о повседневной жизни Ирака, такой вот, скажем так, городской антропологии иракского общества. Повторюсь, и о религиозной жизни, и многообразии Ирака, какие народы, конфессии проживают в этой стране.
Обо всем об этом сегодня мы будем говорить с Егором Крыковым – сотрудником Центра по изучению межэтнических отношений Института этнологии и антропологии имени Миклухо-Маклая Российской академии наук. Егор Андреевич, приветствуем вас в эфире "Вести ФМ".
КРЫКОВ: Здравствуйте.
САФАРОВ: Да, здравствуйте, Егор Андреевич. И, конечно, я уже сказал о том, что вы не первый раз были в Ираке. Сколько вообще раз, и какие цели были перед вами, вы сами перед собой поставили в ходе этих, ну скажем прямо, не тривиальных поездок?
КРЫКОВ: Действительно, тривиальными их назвать довольно сложно, во многом потому, что здесь я пытался совместить как бы несколько оптик. В моем случае первая поездка в Ирак состоялась в рамках большого паломничества, которое объединяет со всего мира мусульман шиитского направления. Это Зиярат Арбаин, на который собирается несколько десятков миллионов верующих. Они приезжают на территорию Ирака и совершают паломничество к усыпальницам шиитских имамов. Минимальный размер паломничества состоит из посещения усыпальницы имама Хусейна в Кербеле. И там же рядом находится усыпальница его одного из вернейших сподвижников Аббаса. Вот. А, так сказать, большая программа состоит из посещения других городов – Самарры, Багдада, Наджафа (Наджаф аль-Ашраф и Куфа аль-Мукаддас – два города-спутника). И вот в рамках этого большого паломничества я вместе с группой паломников, совмещая оптики как бы участника паломничества и исследователя (такого, который время от времени отстраняется, чтобы посмотреть на такую большую ситуацию).
САФАРОВ: Но в то же время и включен в нее полностью.
КРЫКОВ: Да, конечно. То есть это еще и методологически сложный вопрос лично для меня — совмещение этих оптик. Ну вот как раз на одной из конференций я выступал с докладом в Санкт-Петербурге, где вообще рассматривал о том, как ученому, который вовлекается в жизнь религиозного сообщества, проводить какую-то границу между собою соучаствующим и собою таким отстраненным (инсайдер-аутсайдер — такая вот дихотомия происходит), и как в рамках этого вообще себя вести и какие выводы для себя делать. То есть как не скатиться, условно говоря, в такую большую апологию, какую-то искаженную картину именно некоторого слишком субъективного опыта.
САФАРОВ: Идеализацию.
КРЫКОВ: Перевести его, скажем так, на какие-то общие категории. И, тем не менее, и не подходить к вопросу слишком отстраненно, невовлеченно, понимая, что антрополог — он все равно всегда погруженный в поле, он на это поле влияет своей деятельностью, равно как и поле влияет на самого антрополога.
Слушайте в аудиофайле!