Нацвопрос Гренландия — лакомый кусочек
Персоны
Гренландия уже несколько месяцев не сходит с информационной повестки всего мира. Остров, ранее интересовавший любителей географии и необъятных просторов Арктики, теперь у всех на устах, стал частью глобальной политики. Но сегодня мы говорим скорее не об актуальном Гренландском вопросе, а об истории освоения острова, и что особенно важно в контексте нашей программы – об этнографии Гренландии, ее населении, занятиях жителей. Что из себя представляет крупнейший в мире и самый известный сейчас остров мира? Об этом расскажет член Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, генеральный директор Проектного офиса развития Арктики Максим Данькин.
САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вести ФМ" программа "Нацвопрос", в студии Марат Сафаров.
Гренландия уже несколько месяцев не сходит с информационной повестки всего мира. Остров, который раньше интересовал, ну, наверное, любителей географии и необъятных просторов Арктики, теперь у всех на устах, стал частью глобальной политики. И сегодня мы говорим скорее не об актуальном Гренландском вопросе, а об истории освоения острова, и что особенно важно в контексте нашей программы – об этнографии Гренландии, ее населении, занятиях жителей, о том, как Гренландия стала предметом спора между различными государствами.
Что из себя представляет крупнейший в мире и самый известный вот на сегодняшний момент остров мира? Обо всем об этом мы будем говорить сегодня с членом Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, генеральным директором Проектного офиса развития Арктики Максимом Данькиным. Максим Андреевич, приветствуем вас в эфире "Вести ФМ".
ДАНЬКИН: Здравствуйте.
САФАРОВ: Максим Андреевич, конечно, первый вопрос — Гренландия. Все-таки бывали такие периоды, когда она становилась в центре внимания, или это впервые так — в 25-м, в 26-м годах она обратила на себя внимание? Или были такие эпизоды в истории Гренландии (ну, я имею в виду, конечно, новейшую историю), когда этот остров так привлекал внимание всего мира, и всех, что называется, опять же повторюсь, на устах Гренландия?
ДАНЬКИН: Конечно, он на устах отдельных представителей европейских государств и американского континента был, но не в тех объемах, которые сейчас, не в том ажиотаже, который происходит на наших глазах сегодня. Попытку присоединить Гренландию к составу США Соединенные Штаты проводили не менее четырех раз до сегодняшнего дня, и в той или иной степени все эти попытки заканчивались определенными поблажками, которые шли со стороны Дании в сторону Соединенных Штатов Америки. Сейчас ситуация чуть изменилась, в первую очередь она изменилась с учетом тех климатических изменений, которые в мире происходят, они освобождают льды Гренландии, с учетом развития технологий, которые позволяют осваивать сложные минеральные ресурсы. Поэтому сегодня, конечно же, эта тема стала более актуальной, и она действительно у всех на устах, поскольку, как мы видим с вами и становимся свидетелями того, что она является еще и такой точкой раздора между, можно сказать, коренными союзниками в лице США и Североатлантического альянса.
САФАРОВ: Да, и переходя к историческому экскурсу, напомним слова нашего главы внешнеполитического ведомства, министра иностранных дел России Сергея Викторовича Лаврова. Буквально недавно, 20 января, на пресс-конференции по внешнеполитическим итогам 25-го года Сергей Лавров отметил: "Если говорить о Гренландии, это ведь часть проблемы, связанной с последствиями колониальной эпохи. С 12-го века по сути Гренландия была колонией Норвегии, затем в 17-м и начале первой половины 20-го века это датская колония. И где-то только к середине прошлого века была подписана договоренность, что она входит уже в состав Дании не как колония, а как ассоциированная территория. Но в принципе Гренландия – это не естественная часть Дании". Вот этот момент, который определяет такую сложную систему координации этого острова по отношению к европейским странам, что и с Данией всё было не так в правовом смысле просто. А мы еще вспомним, что в годы Второй мировой войны, когда Дания капитулировала перед фашистской Германией, повесила белый флаг, Гренландия старалась отмежеваться от Датского королевства. И хотя таких прямых каких-то воздействий нацистского режима на нее не происходило до определенного периода времени, тем не менее Гренландия себя позиционировала по сути уже как не зависимое от Дании пространство. Будем говорить так, потому что государство, конечно, здесь не складывалось. Вот это сложная история.
Слушайте в аудиофайле!