Авторские материалы Санкции заиграли новыми красками

13 апреля 2022, 14:19

Персоны

Типографии в России предупреждают о нехватке мелованной бумаги и красок для печати. ЕС приостанавливает поставки, а китайские аналоги стоят дороже. Дефицит красителей ведёт и к проблемам с покраской машин, поскольку большинство автоэмалей – импортные. Замену химии также ищут пищевики: Е-добавки для консервации продуктов подорожали, есть перебои с поставками. Экономический обозреватель “Вестей FM” Павел Анисимов продолжит тему.

Книги, журналы и другая печать могут подорожать из-за санкций ЕС. Беллетристику с глянцем в основном выпускают на привозной бумаге, а в печати используют импортные краски. Недавно эти расходники попали в санкционный список. У типографий запасов лишь на несколько месяцев. Сейчас поставщики ищут замену. Пока на рынке только китайские расходники – по цене почти вдвое выше европейских.

До этого книгоиздателей серьёзно “прижала” пандемия с локдауном, но проблемы с офлайн-продажами были и до этого. Книголюбы постепенно переходят на электронные книги: цифровая версия удобнее и процентов на 15 – 20 дешевле оригинала в переплёте. В прошлом году рынок электронных книг вырос на треть, а бумажных – упал более чем на 10%.

“Новыми красками” заиграет автомобильный рынок. Под санкции попали поставки лакокрасочных материалов для автопрома. Ими у нас покрывали 7 из 10 новых легковушек и почти половину грузовиков с автобусами.

Есть отечественные и китайские аналоги, но работать с ними сложнее. Заводское оборудование изначально настроено на определённый состав автокрасок, и просто так сменить производителя эмалей не получится. Пока проблема решается остановкой конвейеров, отмечает главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков.

КАДАКОВ: Краски можно поставлять не только из Европы – можно выпускать некоторые краски (не все) здесь. Вопрос в том, в каких объёмах, потому что мы не знаем, что будет с автопроизводителями – кто из них останется, а кто уйдёт. Если нет большого спроса, то выпускать автомобильные краски в России в больших объёмах тоже смысла нет: производство – дорогое, нужно куда-то сбывать свою продукцию.

Из-за проблем с поставками стало не хватать пищевых фосфатов – тех самых Е-добавок, усилителей вкуса, консервантов и загустителей. Сырьё не только дольше везут, оно ещё и подорожало. Фосфаты часто добавляют в недорогие плавленые сыры, консервы, применяют в заморозке и продуктах с большим сроком хранения. Производителя говорят, что дефицит Е-добавок может привести к росту цен продуктов и потере качества. Медики считают фосфатные примеси ядом: без них еда станет здоровее. Комментирует врач-диетолог Елена Соломатина.

СОЛОМАТИНА: Чрезмерное потребление всевозможных этих добавок приводит к разбалансировки всего организма. И, наверное, хорошо, что искусственные добавки исчезнут. Но, возможно, мы встанем перед ситуацией сохранения продуктов и цены. Возможно, надо обращаться к народным средствам сохранения этих продуктов.

По мнению экспертов, на перестройку схемы поставок подсанкционных товаров уйдёт несколько месяцев. Главное – есть понимание, как это сделать. На это время есть запасы, так что без бумаги, красок и Е-добавок российские производители не останутся.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация