Авторские материалы Владельцы техники ушедших из России компаний без сервисной поддержки не останутся

20 апреля 2022, 12:11

Персоны

Западные компании, ушедшие из России, вряд ли подадут в суд, если их товары начнут поставляться в нашу страну путем так называемого параллельного импорта. Как пишет британская газета The Daily Telegraph, подобные судебные процессы потребует времени и денег. В этих условиях эксперты допускают, что многие бренды могут даже сами поддерживать параллельный импорт, чтобы продолжать поставки в Россию. Пусть и по сложным схемам. Но что будет с гарантией производителя и ремонтом товаров из такого параллельного импорта? В этом разбирался обозреватель "Вестей ФМ" Борис Бейлин.

После введения западных санкций правительство разрешило ввоз в страну востребованных товаров иностранного производства без согласия их правообладателей. Власти таким образом фактически отменили ответственность за так называемый параллельный импорт. Правда, конкретный перечень товаров, которые можно будет ввозить в страну по этой схеме, еще не утвержден. Минпромторг обещает сделать это в ближайшее время. В отношении параллельного импорта будут осуществляться все необходимые таможенные и контрольные процедуры. Кроме того, такая продукция, по замыслу правительства, должна подлежать гарантированному обслуживанию.

Вопрос – как это сделать? Кто должен осуществлять гарантийный ремонт, скажем, бытовой техники, ввезенной в страну без формального разрешения производителя? Вряд ли это будут делать компании, ушедшие из России. Придется разрабатывать другую схему, создавать новую организацию сервисного обслуживания. На это потребуется время, отмечает председатель Совета по развитию электронной коммерции Торгово-промышленной палаты России Алексей Федоров.

ФЕДОРОВ: Возможно, мы лишимся на какое-то время, например на полгода, каких-то уникальных сервисов – мгновенного обмена товара на товар или бесплатного ремонта, потому что придется импортерам и продавцам выстраивать другие цепочки, нужно будет делать другие сервисные службы, которые будут ремонтировать агрегаты, которые раньше поступали к нам по каналам прямого импорта, а не параллельного.

Но не останутся ли владельцы той же бытовой техники или компьютеров компаний, ушедших с нашего рынка, вообще без сервисной поддержки, и не на время, а навсегда? Не начнут ли у нас продавать технику вообще без гарантии? Закон о защите прав потребителей это допускает. Там сказано, что изготовитель или продавец вправе устанавливать гарантийный срок и срок службы, то есть время, в течение которого прибор должны отремонтировать, пусть даже за счет покупателя. Но это – право, а не обязанность. Однако другие нормы прямо защищают покупателя: "За нарушение прав потребителей изготовитель, продавец и импортер несут ответственность, предусмотренную законом". А в том же законе оговаривается, что будет, если импортер не установил гарантийный срок и срок службы товаров, поясняет член правления Международной конфедерации обществ потребителей Диана Сорк.

СОРК: У нас в законе о защите прав потребителей есть право потребителя обратиться к импортеру. В данном случае для потребителя лицом, которое будет осуществлять гарантийное обязательство, будет импортер, а может, и продавец. Могут быть соглашения о гарантии, могут быть другие варианты. Если изготовитель не установил срок службы, то он составляет 10 лет. То же самое – с гарантийными сроками. Если нет гарантийного срока, претензии можно предъявить по некоторым товарам в пределах срока службы.

Ныне существующие организации сервисного обслуживания иностранных брендов физически из России никуда не денутся. Ремонтом занимаются и средний, и малый бизнес, и даже индивидуальные предприниматели. С ними наверняка смогут договориться импортеры. Правда, если они сумеют наладить параллельный импорт не только товаров, но и комплектующих и деталей. Хотя для некоторых товаров можно будет использовать "неродные" запчасти или изготовленные у нас.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация