Интервью "Арбенин..." – дерзкая интерпретация "Маскарада"
Персоны
Премьера спектакля "Арбенин" в театре Сатиры. Исполнилась одна из давнейших "мечт" театрального коллектива. Почему спектакль без слов, но это не балет?
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И как обычно по воскресеньям, в этой студии мы подводим культурные итоги недели, выбирая из тех событий, тенденций то, что представляется наиболее интересным. В Театре Сатиры премьера – спектакль "Маскарад". И спектакль называется "Маскарад без слов". Автор этого спектакля – балетмейстер Сергей Землянский – сегодня наш гость. Здравствуйте, Сергей.
ЗЕМЛЯНСКИЙ: Здравствуйте, Григорий.
ЗАСЛАВСКИЙ: Конечно, это такой шок для этого театра, где когда-то была такая вот ценность репризы, то есть оттянутого какого-то слова, шутка, которая подавалась в зал, и следовали аплодисменты. Новая жизнь театра, который возглавил Сергей Газаров, начинается именно со спектакля, где слов никаких нету, то есть, как я понимаю, вообще никаких. И при этом это "Маскарад" Лермонтова – один из самых великих русских поэтов. А вопрос самый первый и самый банальный, но, тем не менее, самый естественный: кому вообще в голову пришло делать "Маскарад" без слов? При том, что мы прекрасно понимаем, что, если речь идет о балетмейстере, и, собственно говоря, много балетов уже существует, и они тоже поставлены часто по великой драматургии.
ЗЕМЛЯНСКИЙ: Тут не совсем речь о, так скажем, балетном жанре, это все-таки драматические артисты, это артисты двух объединенных трупп – Театра Сатиры собственно и Театра "Прогресс сцена Армена Джигарханяна" (собственно те театры, которые сейчас возглавляет Сергей Газаров). И тут дело не в хореографии как в хореографии, хореография – не самоцель. Цель – это собственно рассказать историю с драматическими артистами путем тела, пластики, эмоций, каких-то элементов, не знаю, пантомимы, элементов хореографии, движения. Но хореография – не самоцель. Вообще идея "Маскарада" – это такая тоже одна из давнишних мечт, вот. Собственно, наверное, может быть, после того как мы выпустили "Демона" Лермонтова в Театре Ермоловой у Олега Меньшикова, тоже возникла мысль о "Маскараде" Лермонтова. Вот. И когда собственно разговаривали с Сергеем Газаровым о возможных каких-то перспективах сотрудничества с театрами, и вот возникла мысль сделать "Маскарад". И собственно вот Максим Аверин, который исполняет главную роль Арбенина, ткнул пальцем в это произведение, и уже начался процесс собственно разработки и подготовки к предстоящей премьере. Я могу сказать, что это такая достаточно получается смелая, отчасти, может быть, дерзкая интерпретация с учетом нас сегодняшних, но не забывая о каких-то тенденциях прошлого.
ЗАСЛАВСКИЙ: Я неправильно назвал спектакль, он называется "Арбенин без слов".
ЗЕМЛЯНСКИЙ: "Арбенин", да.
ЗАСЛАВСКИЙ: Да. И здесь, естественно, возникает вопрос еще один. Дело в том, что "Арбенин" – это название одной из редакций, у него там было чуть ли не пять, если я не ошибаюсь, это там третья или первая, которые чем-то отличались друг от друга. Называя так спектакль, вы даете сигнал тем там трем зрителям, которые читали и которые в курсе, чем отличаются все редакции друг от друга? Или это просто по имени главного героя, ну а здесь уже и заглавного. С этой точки зрения, ну ясно, что там среди тех, кто приходит сегодня в театральный зал, далеко не все читали "Маскарад", далеко не все знают эту историю. Вот в данном случае, почему вот так называется спектакль? Вообще это название ваше или театра?
ЗЕМЛЯНСКИЙ: Нет, это мы предложили с постановочной командой такое название. Да, конечно, тут играет роль собственно исполнитель заглавной роли Максим Аверин. И интересно было как раз вот эти редакции все лермонтовские, так скажем, сопоставить, изучить, понять. Потому что собственно пьеса "Арбенин", она кардинально отличается...
Слушайте в аудиофайле!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью