Авторские материалы "Катитесь отсюда! Вы все – мафия! Сдохните!": как россиян дискриминируют во Франции
Персоны
Россияне, живущие и работающие во Франции, столкнулись с неожиданными трудностями: банки блокируют их счета, и многие наши сограждане не получают вовремя зарплаты, социальные выплаты и компенсации даже по медицинским страховкам. Русские ассоциации и объединения получают угрозы. Рассказывает собственный корреспондент "Вестей ФМ" во Франции Александр Зуев.
Вернувшись на днях во Францию из Москвы, я обнаружил на автоответчике звонок от моего банковского консультанта с предложением связаться с ним, чтобы назначить встречу. Никаких видимых причин для этого не было. Затем на электронной почте я увидел требование прислать в банк, клиентом которого я являюсь уже 18 лет, копию моего вида на жительство во Франции.
Такие проверки, коснувшиеся также моей дочери-студентки, стали закономерностью после того, как Евросоюз ввел санкции против России. И зачастую банки ведут себя совсем не так любезно, как в моем случае. На это обратила внимание даже французская пресса. Статьи о том, как выходцам из России отказывают в открытии счетов, блокируют денежные переводы, в том числе зарплаты, социальные пособия, опубликовали Figaro, France Info, Echos и многие другие СМИ.
В них приводятся примеры, как россияне, а порой – и граждане Франции со славянскими фамилиями, буквально оказываются без средств к существованию, потому что банки сначала замораживают средства на их счетах и лишь потом начинают проверять, не являются ли эти их клиенты, честно работающие и исправно платящие налоги, "русскими олигархами", попавшими под санкции.
Так, Figaro рассказывает истории двух женщин – Ольги и Марии: одна – начальник юридического отдела в международной американской компании, 2 года назад получившая французское гражданство, другая – мелкий предприниматель, уже 6 лет живущая в Париже. Обе надолго были лишены доступа к своим деньгам, не могли платить ни за квартиру, ни за коммунальные услуги и были вынуждены экономить на всем, чтобы как-то протянуть до тех пор, пока банк не разберется в ситуации.
Живущему уже 10 лет во Франции россиянину Арсену банк отказал в уже согласованном ипотечном кредите, даже не дожидаясь, когда он предоставит необходимые документы.
Более 3 тысяч студентов – выходцев из России и Белоруссии – подписали петицию, обращенную к руководству Банка Франции, министру экономики и финансов, а также дирекции банка Societe Generale с требованием прекратить дискриминацию по национальному признаку. В петиции, в частности, говорится: "Большинство из нас в данный момент не могут переводить деньги между своими счетами, получать французскую зарплату или стипендию на свои карты, нас фактически оставили без средств к существованию".
Упомянутые в петиции банки Societe Generale и BNP Paribas отличаются особой дотошностью, чтобы не сказать нетерпимостью, в отношении своих русских клиентов. Специалисты объясняют это тем, что в 2018 году Societe Generale, а 4 годами ранее – BNP заплатили многомиллиардные штрафы, чтобы избежать судебного преследования со стороны США за нарушение экономического эмбарго в отношении Кубы, Ирана и Судана. И теперь, обжегшись на молоке, банкиры дуют на воду.
Тем не менее, по словам партера адвокатской конторы "Картье, Мейнел и Шнеллер", куда обратилась группа россиян, пострадавших от действий французских кредитных учреждений, "есть чувство, что банки проявляют излишнее усердие в проведении решений Европейского Союза насчет санкций". При этом, подчеркивает Мари-Лор Картье, "последствия сказываются на людях, которые уж точно не являются русскими олигархами".
К тому же блокировка банковских счетов – лишь одна из проблем, с которыми сталкивается русская община во Франции. Так, газета Figaro приводит пример сообщения, пришедшего на автоответчик Русского дома в Ницце: "Катитесь отсюда! Вы все – мафия! Сдохните!" Подобные оскорбления и угрозы получает и настоятель православного собора в Ницце. А одна из русских женщин, с которой общалась корреспондент газеты, сказала: "Теперь, когда меня спрашивают, откуда у меня этот "милый акцент", мне становится страшно. Я не хочу признаваться, что я русская".