Лейтмотив Главное в раннем развитии детей – не навредить
Персоны
Возрастной ценз для поступающих в вузы – одна из горячих тем этой недели. Прологом стала история семьи вундеркиндов Тепляковых. На днях отец 10-летней Алисы и ее 8-летнего брата Хеймдалля решил устроить своих детей в московский университет "Синергия". Там отказались из зачислять, сославшись на юный возраст. Надо ли ограничивать возраст абитуриентов? Полезно или вредно ранее образование? Как не сломать психику одаренным детям? Эту тему Руслан Быстров обсуждает с экспертами и радиослушателями в эфире "Вестей FM". На связи со студией – ректор университета "Синергия", почетный работник сферы образования Российской Федерации, член регионального штаба ОНФ в Москве Артём Васильев, писатель, профессор, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО Юрий Вяземский, председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин, журналист, публицист, депутат Государственной думы Анатолий Вассерман, профессор, академик Российской академии образования, главный научный сотрудник Института возрастной физиологии Марьяна Безруких.
ВАСИЛЬЕВ: Алиса к нам поступает второй раз. Она пробовала к нам поступить в прошлом году. Ей не хватило необходимого количества баллов по одному из предметов ЕГЭ, поэтому ее не взяли. В этом году Алиса поступает к нам на пять специальностей, ее брат – на четыре. В том числе Алиса подала документы на бюджетные места, но там по рейтингу, который мы опубликовали, Алиса пока не проходит. Позиция моя как ректора очень простая. Я с огромным уважением отношусь к этой семье – родители уделяют внимание развитию когнитивных способностей детей. Но, во-первых, в федеральном законе есть статья практической подготовки, куда входят практики и стажировки. В университете "Синергия" все программы являются практико-ориентированными. Но если ребенку нет 14 лет, то работодатель не сможет взять его на практику…
***
ВЯЗЕМСКИЙ: Я отношусь положительно к раннему развитию, только если это консерватория. Ребенок есть ребенок, и в 10 лет надо учиться в школе. Если есть талант – развивай его дома.
***
ВАССЕРМАН: Это, на мой взгляд, плохо. Причем плохо не потому, что ребенку трудно будет потянуть учебную программу. Главное, что учеба – это еще и воспитание. Существенная часть учебы – это формирование навыков общения по горизонтали – с равными себе. В семье мы общаемся по вертикали – с родителями, детьми, младшими, старшими братьями, сестрами. И в большинстве других внешкольных ситуациях мы тоже общаемся по вертикали. Есть только два места, где основное общение по горизонтали – это учебное заведение, где вы общаетесь с одногруппниками, и последующая работа, где вы общаетесь с коллегами. Если вы пойдете в вуз в раннем возрасте, то вы будете общаться со старшими – по вертикали. И навыков общения по горизонтали не будет.
Полностью слушайте в аудиофайле.
Лейтмотив. Все выпуски
- Все аудио
- Лейтмотив