Авторские материалы Мы пойдём Севморпутём: как Россия будет увеличивать объём северных грузоперевозок
Персоны
В России создается Главное управление Северного морского пути. Соответствующее распоряжение подписал премьер Михаил Мишустин. В правительстве рассчитывают в ближайшее время вдвое увеличить объем северных грузоперевозок. И не снижать темпы роста в обозримом будущем. О развитии Северного морского пути – обозреватель “Вестей FM” Борис Бейлин.
Северный морской путь соединяет европейскую и дальневосточную части страны. Его протяженность – 5 600 километров: от Карских Ворот до бухты Провидения. Он фактически является альтернативой Суэцкому каналу. Северный путь из Европы в Азию короче на треть. Правда, зимой навигация в его восточном секторе возможна только с ледокольной проводкой. Толщина льда на некоторых участках достигает 3 метров.
По новой Морской доктрине Северный морской путь относится к “жизненно важной зоне”. Потеря контроля над ним недопустима. В той же доктрине говорится, что Россия готова защищать свои интересы в этом районе любыми средствами, включая военную силу.
Как заявил на совещании с вице-премьерами глава правительства Михаил Мишустин, Россия развивает и будет развивать Северный морской путь как важнейший транспортный коридор мирового значения.
МИШУСТИН: По нему осуществляется основная часть северного завоза, доставляются на мировой рынок металлы, энергоносители, а также идёт транзит грузов между Азией и Европой. При этом он полностью расположен в территориальных водах и исключительной экономической зоне России, что особенно важно в условиях внешнего санкционного давления, когда нарушаются логистические цепочки поставок продукции. По поручению президента создаётся Главное управление Северного морского пути. Его основной целью станет организация прохода судов, включая выдачу и отзыв разрешений на эту деятельность.
В прошлом году Северным морским путем перевезли 35 миллионов тонн различных грузов – чуть больше прогноза. В этом году грузопоток вырастет на 5%. Но уже через 2 года Северным морским путем планируется перевозить 80 миллионов тонн – в два с лишним раза больше, чем сейчас. В 2030 году объем перевозок должен составить уже 200 миллионов тонн. Это связано с реализацией нефтяных, газовых и других проектов “Новатэка”, “Роснефти”, “Газпромнефти” и “Норильского никеля”. Прирост только налоговых поступлений от всего этого составит 10 триллионов рублей.
Но для осуществления таких планах нужно серьезно увеличить количество ледоколов. И они уже строятся, сообщил вице-премьер Александр Новак.
НОВАК: За последние 2 года у нас увеличено количество атомных ледоколов с 4 до 6. Наш флот пополнился двумя самыми мощными в мире ледоколами – это “Арктика” и “Сибирь” мощностью 60 МВт. Кроме этого, в настоящее время на российских верфях строятся 4 атомных ледокола. А до 2030 года планируется строительство ещё 6 ледоколов. Из них 4 – за счёт внебюджетных средств и 2 атомных ледокола и судно перезарядки – за счёт финансирования из бюджета.
Развивается и инфраструктура Северного морского пути. По словам Александра Новака, она должна быть готова к резкому увеличению грузопотока.
НОВАК: В рамках развития портовой инфраструктуры завершается строительство терминала “Утренний”. Начали строить порт “Бухта Север”, угольный терминал “Енисей”, начали подготовку к строительству порта “Наглёйнгын” на Чукотке. В прошлом году расширили также морской канал в Обской губе для прохода крупнотоннажных судов. В соответствии с планами развития инфраструктуры перевалочные мощности должны к 2024 году увеличиться с существующих 32 млн тонн до 80 млн тонн.
Главное управление Северного морского пути создается в структуре “Росатома” – он полностью отвечает за судоходство в этой акватории. В составе главка организован Штаб морских операций. В свою очередь, вице-премьер Александр Новак будет курировать всю эту сферу.