Авторские материалы Кемпинг, глэмпинг, караванинг: что нужно для развития внутреннего туризма в России
Персоны
Количество глэмпингов и кемпингов в нашей стране растёт. Дома на колёсах способствуют развитию внутреннего туризма. С подробностями – обозреватель "Вестей ФМ" Борис Бейлин.
В дорожных правилах еще с советских времен есть знак "Кемпинг". А вот самих кемпингов, то есть оборудованных мест для туристов и их автомобилей, где можно поставить палатку, подключиться к электроэнергии или просто снять домик, пока недостаточно. Между тем сейчас и у нас, и на Западе говорят о уже глэмпинге – это разновидность кемпинга, объединяющая в себе комфорт гостиничного номера с возможностью отдыха на природе. Туристы живут в этом случае в быстровозводимых и, как правило, оригинальных постройках.
В России за последний год количество таких глэмпингов увеличилось с 230 до 350. Наибольшее количество вариантов предлагается в Московской и Ленинградской областях, а также в Краснодарском крае, на Алтае, в Карелии и Крыму. Цены начинаются от 2 – 3 тысяч за ночь.
У нас же долгое время автомобиль был роскошью. Хотя в 60-х отдых на берегу моря в палатке возле собственной машины уже попадал и на киноэкраны. Было ясно, что так отдыхать могли позволить себе немногие. Да и те – без особого комфорта. Помните, герои фильма "Три плюс два" жаловались на неустроенность быта в "диком" кемпинге. То есть просто на свободном уголке побережья.
ФРАГМЕНТ ИЗ Х/Ф "ТРИ ПЛЮС ДВА": "Я сам во всем виноват. Мне же говорили: "Рома, поезжай в санаторий". ВЦСПС, МПС, ГТО, УКК, ДДТ, ОТК. Четырехразовое питание. Пижама в полоску. Культурный отдых"
Между тем автомобильный туризм – это экономный и удобный вид отдыха. Не нужно платить за железнодорожные или авиабилеты. Еду можно готовить в кемпинге самому. Стоимость проживания в таких автомобильных лагерях – невысока. В итоге отдых обходится на 30 – 40% дешевле по сравнению с другими путешествиями. Конечно, если есть машина.
Главная проблема – в самих кемпингах и глэмпингах. Их немного. На всю Россию – несколько сотен, отмечает автоэксперт Игорь Моржаретто.
МОРЖАРЕТТО: Формально их – сотни, а реально соответствуют стандартам лишь немногие. То есть не просто когда есть место, где поставить прицеп или автомобиль, а где есть возможность присоединиться к электросети, к водопроводу, есть место, где слить отходы, есть полноценный душ, кафе, охрана. В большинстве случаев у нас кемпинги – это просто охраняемая площадка, где в лучшем случае есть водопровод и туалет, может быть, ещё душ.
По оценкам экспертов, подавляющее большинство автомобильных путешественников выезжают не далее 400 километров от дома и останавливаются в обыкновенных гостиницах.
Еще один термин – "караван" – специальный автомобиль или прицеп для проживания. В мире путешествие в таких фургонах называют "караванингом". У нас это еще в новинку. Такие машины – редкость, говорит Игорь Моржаретто.
МОРЖАРЕТТО: Во-первых, у нас в стране не производят прицепы, не производят практически автомобили-дома. Во-вторых, у нас нет налаженной системы аренды. Сейчас в Европе или США кто-то покупает такой автодом, а кто-то берет его напрокат. Это выгоднее, чем покупать, если он нужен 2 раза в год на 2 недели.
Весной правительство выделило 4 миллиарда рублей на строительство быстровозводимых отелей и кемпингов. Эти деньги поступят регионам в качестве субсидий.