Авторские материалы Бизнес на войне: как США зарабатывают на "помощи союзникам"
Персоны
Америка наращивает военное производство на фоне украинского конфликта. Производство систем M142 HIMARS, которые власти США поставляют Украине, увеличено больше чем на треть, а барражирующих боеприпасов – втрое. О том, как военная промышленность США переходит в режим безостановочного производства и как зарабатывают на войне, – в материале корреспондента "Вестей ФМ" Александра Ельшевского.
Акции крупнейших военных компаний США взлетели на 20-30% с момента начала специальной военной операции на Украине, в которой американские военные официально даже не участвуют. Произошло это из-за большого объема военной помощи, который за все время работы администрации Байдена достиг почти 16 миллиардов долларов.
Астрономические суммы пределов Америки не покинули и распределились между гигантами ВПК. До Украины же дошло только то оружие, которое было выпущено и пылилось на складах в ожидании списания. При этом производители оружия получили новые заказы, а значит, смогли нарастить промышленное производство по всей стране, которая переживает экономический кризис и рост безработицы.
США – это крупнейший поставщик вооружения в мире, в прошлые годы на них приходились примерно 40% мирового экспорта вооружений. Для сравнения, на Россию – 20%, на Германию – 9, а на Китай – всего 5%. Разумеется, в момент сильнейшего кризиса.
Сам термин "военно-промышленный комплекс" впервые употребил Дуайт Эйзенхауэр в последнем обращении к нации перед уходом с поста президента. Он предостерег от неоправданного влияния военно-промышленного комплекса на власть и сказал, что общество не должно допустить, чтобы это влияние превратилось в угрозу.
Американский ВПК тесно связан с государственными органами, отвечающими за национальную безопасность. Благодаря этому американские политики получают оружие, при помощи которого могут продвигать свои политические интересы за рубежом и рабочие места для своих избирателей внутри страны. А оборонным компаниям достаются миллиарды долларов от сделок.
Тулси Габбард, бывший член Палаты представителей Конгресса США, признает, что любой конфликт в мире приносит прибыль американским корпорациям.
ГАББАРД: Огромные оборонные корпорации производят все эти системы вооружения, от самых маленьких до самых мощных ядерных зарядов. Когда мы вступаем в войну – они зарабатывают гигантские деньги. Но даже когда мы не воюем, но политики говорят, что нам что-то угрожает, они тоже зарабатывают эти деньги. Конгресс часто просит денег даже больше, чем сами военные на такие контракты, – все из-за очень тесных отношений лоббистов и оборонных подрядчиков с политиками.
Такая система – не американское изобретение, но именно она стала определять внешнюю политику США после Второй мировой войны. Разжигание геополитических конфликтов во имя поддержания мира – это серьезный бизнес.
Как сообщает Public Citizen, перед голосованием по увеличению оборонного бюджета военно-промышленные корпорации передали членам Комитетов по вооруженным делам Палаты представителей и Сената более 10 миллионов долларов. Впоследствии Комитет Палаты представителей по вооруженным делам одобрил выделение дополнительных 37,5 миллиардов долларов расходов на оборону на этот фискальный год, а Комитет по вооруженным делам Сената – выделение 45 миллиардов. Таким образом становится возможно практически неограниченное наращивание производства оружия под благовидным предлогом помощи союзникам. Особенно если эксперты в один голос начинают говорить, что запасы уже почти исчерпаны и скоро армии США самой будет не из чего стрелять. Это не означает, что оружие закончилось, это означает, что конвейер пора запускать на полную мощность. Потому что в воздухе запахло гигантской прибылью.
И американский производитель вооружений Lockheed Martin увеличивает производство реактивных систем залпового огня M142 HIMARS, которые поставляют Украине. В квартальном отчете указано, что производственный цикл ускоряется и в новые мощности идут инвестиции для наращивания выпуска с 60 до 96 установок в год.
В этом году ВСУ официально получили 20 установок M142 HIMARS, и была выделена сумма на заказ еще 18 штук у Lockheed Martin в течение следующих 2-3 лет. Понятно, что такое наращивание производства рассчитано на повышенный спрос не только со стороны Украины, которая получает технику в кредит. Конфликт на Украине стал прекрасной рекламной площадкой, благодаря которой ко многим образцам вооружения вновь начали присматриваться военные по всему миру.
Аналогичным образом из-за растущего интереса к переданным ВСУ гаубицам M777 власти США ведут переговоры с их производителем о перезапуске производства, которое было остановлено много лет назад. Пентагон также выделил 364 миллиона долларов на изготовление 155-миллиметров снарядов, это позволит удвоить их выпуск и довести поставки для ВСУ до 30 тысяч штук в месяц на ближайшие 2-3 года.
Это – лишь несколько из примеров того, как военно-промышленный комплекс диктует политику США. И именно из-за его влияния конфликты, в которых прямо или косвенно участвуют Соединенные Штаты, могут длиться бесконечно.
Схема почти идеальна – выделяются деньги, которые даются в кредит другой стране, но они даже не покидают пределов государства, а сразу идут корпорациям на увеличение производства, а значит, и рабочих мест. Оружие уходит подальше от берегов Америки, и при помощи него за чужой счет продвигают интересы США по всему миру.
Поэтому если предприятия, выпускающие оружие в США, остановятся, это станет как политической, так и экономической катастрофой для Вашингтона. Десятки и сотни тысяч американцев останутся без работы, и корпорации не остановятся ни перед чем, чтобы война вновь разгорелась и оружейный конвейер заработал с удвоенной силой.