Авторские материалы TikTok в США хотят запретить

11 ноября 2022, 15:42

Персоны

В Соединенных Штатах хотят запретить популярную социальную сеть TikTok под предлогом того, что она плохо влияет на граждан Америки и создает угрозу для национальной безопасности. Это происходит в тот момент, когда соцсеть со штаб-квартирой в Пекине увеличивает охваты и расширяет бизнес, при этом американские соцсети в это время только теряют рыночную стоимость. О том, как развивается борьба между социальными сетями за рынок Америки, – в материале корреспондента "Вестей ФМ" Александра Ельшевского.

Американский сенатор-республиканец Марко Рубио и член палаты представителей конгресса Майк Галлахер предложили запретить TikTok в США. Эта социальная сеть создана пекинской компанией ByteDance и, по мнению политиков, может быть использована властями КНР для сбора конфиденциальной информации об американских пользователях в целях шпионажа или шантажа. Кроме того, представители Конгресса утверждают, что через систему рекомендаций на основе алгоритмов искусственного интеллекта этой социальной сети продвигаются ролики, которые создают конфликты внутри американского общества и продвигают идеологию коммунистической партии Китая.

Такой запрет частной компании, которая занимает большую долю рынка, может быть мотивирован не только идеологией и противостоянием китайскому влиянию. Дело в том, что TikTok стал самым часто загружаемым приложением в мире за прошлый год. Сервис просмотра коротких роликов привлек уже более миллиарда пользователей и увеличил рекламные охваты почти до 970 миллионов человек. Это не могло не сказаться на популярности крупнейших социальных сетей, принадлежащих американским компаниям. Сокращение аудитории совпало с кризисом рекламного рынка, который до того приносил огромные доходы.

Илон Маск, который недавно купил Twitter, увольняет до половины штата. Точное число варьируется в пределах от 2000 до 3750 человек при общем штате 7500. Он заявил, что нужно оптимизировать все траты, потому что сейчас ему кажется, что на одного программиста приходятся 10 менеджеров, которые лишь мешают. Он хочет полностью реформировать социальную сеть, которую купил за 44 миллиарда долларов. Такое решение он объяснил тем, что для будущего цивилизации важно иметь цифровую площадку, на которой "может обсуждаться широкий спектр мнений в здоровой манере".

Социальные сети давно вышли за рамки простого средства общения между знакомыми и места сбора групп по интересам. Теперь это – мощное средство влияния и заработка денег. Они собирают гигантское количество данных о своих пользователях, изучают их и давно умеют управлять вниманием и мнением миллионов людей. И американские политики знают это лучше других, там уже давно используют технологии социальной инженерии для политической борьбы.

Другие социальные сети, принадлежащие Марку Цукербергу и его корпорации Meta, запрещенной в России и признанной террористической и экстремистской организацией, уже показали свою эффективность на прошлых президентских выборах в США. Тогда была развернута целая кампания против республиканцев и Дональда Трампа. И в итоге у власти оказался представитель демократической партии.

Но из-за этого усложнения и превращения в глобальный политический инструмент социальные сети пришли к своему кризису. С начала года акции компании Цукерберга упали более чем на 70%, впервые в своей истории она отчиталась о потере уникальных пользователей и квартальной выручки. Крупные инвесторы уже призывают сократить расходы на персонал и "Метавселенную", и сейчас Цукерберг увольняет 11 тысяч человек – это 13% сотрудников. Также он продлит заморозку найма на первый квартал 2023 года и отменит все неключевые траты. По его словам, компания набрала слишком много сотрудников из-за оптимистичных прогнозов о росте на фоне пандеми COVID-19.

Эксперты говорят, что это простое объяснение не отражает всю картину. И Маск, и Цукерберг борются с системным кризисом и пытаются трансформировать свои компании. Цукерберг делает ставку на "Метавселенную", что обошлось фирме в 10 миллиардов долларов в 2021 году и почти 6,5 миллиардов долларов в этом году. Он ожидает, что эти потери "значительно вырастут" в 2023 году, прежде чем начнут замедляться.

Но нет никакой гарантии, что "Метавселенная" станет популярна. Согласно The Wall Street Journal, к концу этого года в ней ожидалось 500 тысяч пользователей, но сервисом пользуются менее 200 тысяч человек.

Маск идет более прагматичным путем и пытается выяснить, как правильно монетизировать Twitter, предлагая ввести платную подписку от 8 до 20 долларов в месяц за дополнительные функции. А рекламодатели все уходят на другие площадки.

TikTok же растет, сосредоточившись на своей основной функции – давать людям интересный им контент. Ради этого работает искусственный интеллект и алгоритмы выдачи роликов на домашней странице. И в итоге растет почти в 9 раз быстрее компании Марка Цукерберга и показывает рекламу в 4 раза большему количеству пользователей, чем есть в Twitter Илона Маска.

В поисках того, как не потерять рынок, американский бизнес вполне может обратиться к отнюдь не рыночным методам и лоббировать запрет сильного конкурента на законодательном уровне под предлогом борьбы за свободу и демократию.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация