Авторские материалы "Стоит выбирать напиток": как санкции повлияли на рынок алкоголя

19 ноября 2022, 08:45

Персоны

Рынок вина в России адаптируется к новым реалиям. Официально не ввозятся вина из США, Австралии и Новой Зеландии, ушли европейские бренды, весьма популярные у нас раньше. Однако полного исчезновения напитков не произошло. С одной стороны, сохранилась часть поставок из Европы, с другой – идет замещение. На полках магазинов и в меню ресторанов появляются названия и российских производителей. Стало больше спиртного из Грузии, Армении, Чили, Аргентины. В том, как меняются вкусы, пристрастия и поставщики на алкогольном рынке России, разбиралась корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

Алкоголь – под санкциями. Его почитатели ищут замену. Сложнее всего приходится любителям вин, коньяков и виски. С марта они не могут найти на полках магазинов и в меню ресторанов некоторые знакомые названия, рассказывает вице-президент Ассоциации экспертов рынка ретейла, руководитель информационного центра Wine Retail Александр Ставцев.

СТАВЦЕВ: Французское шампанское, виски, коньяк – с рынка некоторые продукты действительно ушли. Это вина США, Новой Зеландии, Австралии, это – запреты на уровне государств. Хотя вина Новой Зеландии бутилированные поставляют через Европу, и они все равно здесь есть.

Но дефицита зарубежной алкогольной продукции нет. Более того, выбор ее по-прежнему велик. Хоть и не столь обширен, как раньше. Да, возможно, что-то ушло надолго, что-то подорожало, что-то поставляется с перебоями, но винные полки по-прежнему наполнены. Причем наполняют их те же зарубежные партнеры, объясняет Александр Ставцев.

СТАВЦЕВ: Минпромторгом принят документ о параллельном импорте. На категорию, наиболее затронутую какими-то вещами, которую сложно заместить. Прежде всего, это – шотландские виски брендов, которые от нас ушли. Их там около 30 штук. Но еще до того, как этот документ был принят, эти товары в Россию поехали. Шампанское из Шампани. Это очень большая доля рынка, эта продукция сейчас от 4 с половиной тысяч рублей за бутылку. Много ли у нас потребителей, которые ориентируются на товары с такой ценой? У нас достаточно игристых вин, теперь уже – и российского шампанского; можно купить и французское, есть заинтересованные производители, они поставляют вина из Шампани в Россию.

Как только включился режим санкций, наши продавцы спиртного и их зарубежные партнеры нашли способы поставлять продукцию на наш рынок. Кроме той, что уже известна нашему потребителю, у нас появилось и много нового, не опробованного ранее, говорит шеф-редактор журнала "Российский альманах вин", член Российской ассоциации сомелье Олег Филиппов.

ФИЛИППОВ: Одна компания виноторговая прямо привезла много хорошей интересной Австралии, первая была поставка после 24 февраля, они морем его везли , вино шло пять месяцев. Австралия, Испания, отличные вина в Аргентине, вино аргентинское выходит сейчас на высшие ступени. В Чили прекрасные вина, в Грузии можно, если у них все в порядке в плане торговли, продолжать покупать.

Вино приходит к нам даже из, казалось бы, нетипичных для виноделия мест. В прошлом году лидером по увеличению поставок вина в Россию стал Узбекистан. За 9 месяцев оттуда ввезли 847 тысяч литров напитка. Недорогие портвейны комбината "Ташкентвино" – основного производителя спиртного в этой стране – сейчас продаются в российских магазинах. Бутылка обойдётся в 250-300 рублей. Узбекистан в советское время был крупным поставщиком столового винограда, а сейчас в стране начали делать и вино. Пока его качество оценивают как среднее, но в недорогом сегменте рынка ощущается нехватка продукции, потому не исключено, что поставки будут увеличиваться. Тем более, что отечественный рынок недорогим спиртным не насыщен. Главное – российский покупатель начинает узнавать этот продукт на полках.

Сомелье отмечают такую особенность нашего потребителя: выбранные один раз и полюбившиеся напитки они употребляют на протяжении многих лет. А сейчас время дегустировать, чтобы открывать для себя что-то иное. Одни поставщики ушли, но есть и те, что не отказались от нашего рынка, замечает Александр Ставцев. У них тоже есть немало интересного.

СТАВЦЕВ: Если нет какого-то наименования, можно найти альтернативу. Не нужно быть зависимым от этикетки, стоит выбирать прежде всего напиток. Есть рейтинги. Например, есть поставщик коньяка еще со времен Наполеона, и он поставляет нам коньяк. Просто надо перестать пить одну марку коньяка и быть независимым от этикетки.

Специалисты признают: привычка к новому ассортименту обычно формируется в течение полутора-двух лет. Да, есть модные, мейнстримные напитки, которые пьют все в определенное время. Но если какие-то уйдут с рынка, то их место никогда не будет пустым, туда сразу зайдут новые наименования.

Что происходит с ценами? Они стабилизировались. И за счет низкого курса, и за счет того, что прошел ажиотаж. Это было поначалу – раз санкции, значит, вина не будет хватать, надо срочно покупать. Как только это прошло, дистрибьюторам пришлось корректировать цены под существующий спрос. Импортеры работают по завышенному курсу из-за логистики. Сейчас время поставки увеличилось примерно до 6-7 месяцев. Когда дистрибьютор платит за вино, он не знает, какой курс будет через полгода. И завышает его на 15-20% от существующего. Вот почему цены на импортный алкоголь не снизились на треть, как могли бы, а упали только на 15%. Эксперты уверены: если курс будет стабильным, цены еще подвинутся вниз.

В ресторанах упал спрос на высокий ценовой сегмент. Если раньше достаточно часто в премиальных ресторанах продавались бутылки от 60 до 100 тысяч рублей, то сейчас продажи ограничиваются где-то 40 тысячами. Сомелье это связывают с эмоциями потребителя – "не время шиковать".

В ресторанах средней ценовой категории вин достаточно. Потому цены особо не поменялись.

Сейчас – время интереса к российскому вину, пусть и осторожно-сдержанного. И российским производителям есть что предложить. Встречаются весьма хорошие произведения – у нас уже есть вина, которые по качеству не уступают среднестатистическому европейскому вину, даже уже появились авторские вина, рассказывает Олег Филиппов. Особенно выделяются мелкие производители.

ФИЛИППОВ: Наделы там небольшие – 11 гектаров имеют, но зато с вином там с каждой бутылкой нянчатся. Эти вина есть и в Крыму, и в Краснодарском крае. Олег Репин, Павел Швец в Крыму, в Балаклаве, бутылка там может стоить 10-11 тысяч. Усадьба Семигорья. А из больших виноделен, если нужно просто вино к ужину, можно в пределах 500-700, до 1000 рублей за бутылку. Можно спокойно брать. "Кубань-вино" делает неплохие вина.

В винных картах российское вино теперь повсеместно. Если пару-тройку лет назад закупщики могли морщить нос: "А доросло ли ваше вино до нашего стола?", то сейчас ставят вопрос иначе: "Какого российского винодела можно взять в карту?"

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация