Авторские материалы "Почта России" запустила доставку товаров из-за рубежа
Персоны
Россиянам вновь доступны покупки через зарубежные маркетплейсы. Доставку товаров из ЕС и Великобритании теперь предлагает "Почта России", СДЭК, И ОЗОН. Через них можно будет будет купить одежду, обувь, аксессуары ушедших из России марок, например, на Asos, Net-a-Porter или Farfetch. Впрочем, эксперты считают, что вряд ли эти услуги станут массовыми. Возможны проблемы с оплатой заказов и сложности с доставкой. О покупках за рубежом через крупных российских посредников – корреспондент "Вестей ФM" Марина Костюкевич.
Вслед за бутиками в мегамоллах, закрыли свои виртуальные двери для нас и многие маркетплейсы. Отказались работать с российскими IP-адресами такие гиганты как Asos, Net-a-Porter, Farfetch, Yoox. А именно через них до введения санкций россияне покупали одежду, обувь, аксессуары зарубежных брендов. Оборот был не менее 100 млрд рублей в год. Связь с площадками прервалась достаточно жестко. Обойти барьеры невозможно даже с VPN. В результате вначале появились мелкие частные посредники, готовые за какой-то процент доставить вещи. А теперь к делу подключились и серьезные игроки.
"Почта России" запустила доставку из европейских маркетплейсов, включая Asos, Net-a-Porter, Farfetch, Yoox, Mytheresa и сайтов брендов Zara, H&M, Nike. Летом на платформе "Почта Global" также появилась возможность заказать товары из интернет-магазинов США. Другой оператор доставки – СДЭК – также объявил о запуске сервиса для заказов товаров из-за рубежа. Открылась платформа "Ozon Global" – Ozon делает доставку через через свое подразделение. Это новый вид услуг. Он востребован, и крупные посредники таким образом, с одной стороны, помогают потребителю купить то, к чему он привык, с другой – решают свои финансовые проблемы. После введения санкций эти структуры потерпели убытки. У "Почты России", например, огромная сеть перевозок по всему миру. Есть свои самолеты, было бы странным не использовать такие возможности – говорит генеральный директор агентства "Инфолайн-аналитика" Михаил Бурмистров:
БУРМИСТРОВ: "Почта России", СДЭК, например, осуществляют заказ в той стране, в которой можно осуществить этот заказ, и потом централизованно, используя свои логистические возможности, доставляют его конечному покупателю. Я бы не назвал эту схему параллельным импортом. У нас действует схема беспошлинного ввоза покупок до 1000 евро. Здесь схема та же самая.
Как это выглядит на практике? Пользователь регистрируется на сайте "Почты Global", делает выбор, получает адрес склада в Европе для оформления доставки. При наличии иностранной банковской карты покупатель может оформить заказ самостоятельно, а после его оплаты добавить ссылку на товары в личном кабинете "Почты Global" для доставки. Для оплаты покупок с помощью российских банковских карт потребуется вносить ссылки на товары в личном кабинете и оплачивать счет. Сотрудник "Почты Global" уточнит наличие товара в зарубежном интернет-магазине, после чего оформит покупку. Заказ сначала поступает на склад в Берлине, затем отправляется в Россию. Срок доставки – от 14 дней.
Кто чаще всего пользуется таким сервисом? Прежде всего люди, которые привыкли покупать вещи в определенных магазинах. Хорошо знают товар, его качество, свои размеры. В подавляющем большинстве это заказы из магазинов среднего сегмента, скажем, Zara, H&M, Massimo Dutti – говорит Михаил Бурмистров:
БУРМИСТРОВ: Усиление значимости фактора цены для потребителей в условиях снижения реальных доходов, конечно трансграничная торговля, она решает ряд проблем, особенно в регионах, где население ориентировано на более низкий ценовой сегмент.
В "CDEK.Shopping" отмечают высокий спрос на заказы – ежемесячный рост в 2-3,5 раза. Около 40% покупок через этого посредника приходится на одежду и обувь Zara, Uniqlo, H&M, около 20% – на электронику Apple и Dyson.
Кто несет ответственность перед покупателем? Поставщик. Тот, кому переводят деньги. В этом случае покупатель вступает в отношения с "Почтой России", или "CDEK.Shopping", или "Ozon Global", которые взяли на себя роль продавца – поясняет исполнительный директор ассоциации компаний розничной электронной торговли Иван Кургузов:
КУРГУЗОВ: Отношения о покупке товара у потребителя возникают с "Почтой России". С обычной любой карты он отдает свои деньги "Почте России", и уже "Почта России" дальше разбирается. В случае если он платит картой иностранного банка, то у него отношения "потребитель-продавец" с иностранным магазином. И дальше уже иностранный магазин перед ним уже несет какую-то ответственность.
Сколько заказчик платит за услуги? Комиссия сервиса, например, у "Почты России", как заявлено, 10% от стоимости заказа или минимум 7 долларов. Невысокая цена. Скорее всего, это минимальный порог – считает Иван Кургузов:
КУРГУЗОВ: У всех платформ, которые помогают россиянам покупать товары на маркетплэйсах, у них разная, не настолько линейная, плоская, система комиссии и платежей. Это всегда зависит от товара, от того, насколько долго его будут везти, платят российской картой или иностранной. Я думаю, что это стартовая ставка.
В чем выгода таких покупок? За счет благоприятного курса рубля покупатель приобретает вещи европейских марок высокого качества по приемлемой цене. Есть ли риски? Да. Возврат товаров возможен только до их отправки в Россию!!! И это принципиальный момент. Заказчик, перед тем как нажать кнопку "купить", должен очень хорошо взвесить: действительно ли ему нужна эта вещь. Необходимо знать свои размеры. В противном случае, надо быть готовым, что не подошедший товар придется самому пристраивать в другие руки.
Среди дополнительных рисков эксперты не исключают и возможность блокировки платформы в ЕС и Великобритании, так как подобный сервис, по сути, представляет собой обход ограничений, выставляемых зарубежными брендами.