Нацвопрос Для религии Марий Эл пока не нашли определений
Персоны
Традиционная религия марийцев сейчас. Перспективы этнографического туризма в Марий Эл обсуждают Марат Сафаров и Герман Устьянцев.
САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вестей ФМ", как всегда в это субботнее время, программа "Нацвопрос". В студии – Марат Сафаров.
Мы достаточно редко, но метко обращаемся к финно-угорской теме. Бывают у нас прямые включения с регионами, в которых работают специалисты в финно-угроведении. Были у нас программы (наши постоянные слушатели помнят), посвященные Мордовии, говорили мы и об Удмуртии. Часто мы все вспоминаем замечательный архитектурный этнографический парк Лудорвай в пригороде Ижевска. Бывают у нас такие программы. Но сегодня к нам гость пришел прямо в студию и будет рассказывать о мифологических персонажах марийской традиционной религии и вообще о Марий Эл – о республике, в Поволжье расположенной. О том, как этнографический туризм, возможно, там развивается, о том, что можно посмотреть, и куда марийцы пустят показать свою традиционную культуру. Потому что существует стереотип, что она достаточно закрытая и таинственная.
В общем, много разных сюжетов, посвященных Марий Эл, сегодня будет в нашей программе благодаря нашему гостю, который нам это все расскажет. Это кандидат исторических наук, преподаватель кафедры этнологии исторического факультета Московского государственного университета имени Ломоносова Герман Устьянцев. Герман Юрьевич, приветствуем вас в эфире "Вестей ФМ".
УСТЬЯНЦЕВ: Здравствуйте, Марат. Здравствуйте, уважаемые слушатели.
САФАРОВ: Во-первых, мы хотим вас поздравить с тем, что в прошлом году вы защитили диссертацию, посвященную, собственно говоря, традиционной культуре марийцев. О ней мы поговорим, потому что такие работы редкие, очень интересные, очень познавательные, и не только для академического сообщества. Но благодаря публикациям, благодаря вашим выступлениям о марийской традиционной религии становится известно и шире, собственно, круга этнографа.
Давайте начнем с самого главного – марийская традиционная религия. Существует такое публицистическое выражение, клише (на которое, я знаю, марийцы обижаются) – "последние язычники Европы". И здесь слово "язычники" выделяется ими курсивом и зачеркивается сразу, потому что они отрицают свою религию как языческую. Вот давайте расставим такие не то чтобы политкорректности, потому что наша программа говорит о том, как есть на самом деле, как существуют традиционные культы, культуры, обряды, но, тем не менее, уважение-то мы должны проявлять к людям-носителям этой культуры. Тем не менее, благодаря специалисту эти расстановки нам очень важны.
УСТЬЯНЦЕВ: Да, спасибо за вопрос. Действительно, термин "язычество" в региональной историографии в данный момент обычно не используется, есть такое понятие, как "марийская традиционная религия" и даже сокращение МТР, которое часто можно встретить в статьях, книгах, посвященных марийской религии. Если термин "язычество" используется, обычно он берется в кавычках. Но до сих пор как бы единого мнения о том, какой термин лучше обозначает, описывает те религиозные процессы, которые сейчас происходят в марийской культуре, он, пожалуй, еще не определен. Это зависит от автора, от методологической концепции, от того смысла, который исследователь вкладывает в это понятие.
САФАРОВ: Какой смысл вкладываете вы? Все-таки это религия? Во-первых, давайте определим, где это все располагается. Кто-то бывал в Марий Эл, кто-то слышал о Марий Эл. Многие слышали, за последние так, я бы сказал, лет пять прозвучала республика широко, прежде всего благодаря Йошкар-Оле, ее архитектурным диковинам. Но и не только. И тому интересу, который у наших соотечественников вызывает этнографический туризм, поездки в Марий Эл. Кто-то благодаря туристическому статусу Казани знакомится с Марий Эл, потому что это очень близко, как казанцы любят ласково называть Марий Эл – "Марийка". Вот это все то, что нам известно, но известно достаточно поверхностно. Давайте мы определимся более глубоко.
Полностью слушайте в аудиоверсии!