Авторские материалы Шринкфляция, или Невинный обман: чем килограмм молока отличается от литра
Персоны
Производители молока открыли новый способ незаметно для покупателя снизить объем продукции в упаковке. Для этого на товаре указывают его вес, который чуть больше, чем объем. В ситуации разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Олег Яхонтов.
Молоко, на упаковке которого указан не объем, а вес, появилось на прилавках российских магазинов в последние несколько лет. Подавляющее большинство покупателей на это не обратило внимание, поскольку сама упаковка никак не изменилась. Однако 1 килограмм молока из-за высокой плотности отнюдь не равен 1 литру. Он занимает около 970 миллилитров. По словам экспертов, этот маркетинговый ход позволяет производителям незаметно для покупателей уменьшить объем продукта в условиях подорожания сырья. Конечно, недолив 30 миллилитров продукта вряд ли заметит даже опытная хозяйка, но для большого молочного комбината, где счет идет на тысячи литров, эта незначительная разница имеет существенное значение. При той же цене экономятся около 3% продукта. По словам доцента Российского экономического университета им. Плеханова Светланы Казанцевой, это позволяет производителям избежать резкого повышения цен, что всегда является стрессом для покупателей.
КАЗАНЦЕВА: Люди, глядя на упаковку, видят цифру "1" и думают, что это – тот самый проверенный литр, а это, к сожалению, меньше литра, если делать такую маркировку на упаковке, что, естественно, не очень честно. Есть такое понятие – "скрытое повышение цен". Давно им пользуются производители, когда упаковка такая же по внешнему виду, а внутри содержимое – 900 граммов, 950 граммов. И это обычно очень мелко написано, и не всегда увидишь сразу.
К этому маркетинговому ходу некоторые производители молока стали прибегать еще в период пандемии, когда себестоимость производства молока из-за роста затрат бизнеса увеличилась на 16-20%. В минувшем году – на 7-8%. Дорожает основное сырье для перерабатывающих заводов – сырое молоко. В такой ситуации некоторые производители и прибегают к нестандартным ходам – таким, как шринкфляция, снижение объема или веса товара в упаковке. Главное, по словам доцента Российского экономического университета им. Плеханова Светланы Казанцевой, сделать это максимально незаметно для покупателя.
КАЗАНЦЕВА: Они ни чем не обманывают потребителя, они же указали информацию, какая она есть. Это уже дело потребителя на нее внимательно смотреть и понимать. Однажды был "девяток яиц". Надо внимательно читать упаковку и видеть, что там написано. А не все готовы внимательно читать, потому что порой покупают на бегу, поэтому люди могут покупать такого необычного веса, необычного литража продукцию. Недовзвешенную и недозалитую.
Формально производители молока не вводят в заблуждение покупателей, честно указывая на упаковке не объем продукта, а его вес. При этом прекрасно сознавая, что большинство потребителей реагируют на цифру "1" и не соотносят вес товара и его объем. Правда, как утверждают эксперты, массового перехода к практике указывать на пакетах с молоком 1 килограмм вместо объема 1 литр на рынке не пока наблюдается.