Интервью Реформа высшего образования: что изменится

23 февраля 2023, 14:45

Персоны

Реформа системы высшего образования. Что будет вместо Болонской системы и как наша система образования будет выглядеть? У микрофона – Руслан Быстров. На связи – Ирина Абанкина, заслуженный профессор Института образования ВШЭ.

БЫСТРОВ: Здравствуйте, рад всех приветствовать. В студии "Вестей ФМ" – Руслан Быстров. Мы продолжаем обсуждать послание президента Федеральному собранию.

Один из тезисов, который касается всех без исключения наших детей, да и многих взрослых слушателей, которые продолжают обучение, – это реформа системы образования. Владимир Путин сказал, что в России запускается реформа высшего образования на фоне отказа от Болонской системы. Что будет вместо Болонской системы, как наша система образования будет выглядеть после того как реформа закончится, мы сейчас и поговорим с заслуженным профессором Института образования Высшей школы экономики Ириной Абанкиной.

Ирина Всеволодовна, многие после заявления президента тут же начали говорить, что мы возвращаемся к советской системе образования. Насколько корректно это сравнение?

АБАНКИНА: Не совсем так. Владимир Владимирович это не говорил – о возврате к советской системе. Он говорил о том, что стоит взять в новую базовую модель российского образования все лучшее, что было в советской модели. В первую очередь – это фундаментальность, системность образования, особенно для инженерных направлений, технических. Но в то же время, конечно, включить и учесть все те достижения, которые были последние 15 лет в российском образовании с переходом на бакалавриат и магистратуру. И магистратура сохраняется в системе российского образования, точно так же, как и программа бакалавриата. И он очень гибко назвал сроки тех программ, которые в первую очередь предлагаются для выпускников школ этого года или прошлых лет, но именно как первое высшее образование – 4-6 лет. Поэтому здесь могут быть и более короткие программы бакалавриата по менеджменту, экономике, по отраслям сервиса, даже по IT-технологиям, потому что там очень быстрое обновление, и здесь они говорят о необходимости интенсивных программ в этой сфере. Могут быть гораздо более длинные программы, мы знаем, что здравоохранение у нас все время было в специалитете, там единственная программа бакалавриата – это сестринское дело, все остальное лечебное дело – это программы специалитета с разной длительностью: 5 и 5,5 лет. У нас сохранялся сегмент специалитета и в инженерной подготовке, в технических специальностях. Поэтому здесь тоже предполагается углубленная подготовка, могут быть и интегрированные программы "бакалавриат – магистратура" – 6 лет (4 плюс 2).

При этом хотелось подчеркнуть, что главное, что было отмечено в послании, – это то, что мы должны готовить специалистов, способных сразу включиться в экономику, не только в социальной сфере, но и в бизнесе, и в инженерии для обеспечения технологического прорыва. То есть предприятия не должны быть озабочены доучиванием кадров. Главная ориентация – именно на быстрое включение в рынок труда и трудоустройство.

При этом президент говорил и о профессионалитете как программы для подготовки квалифицированных рабочих, как минимум миллион которых требуется уже сейчас нашей экономике. И это короткие совсем программы для выпускников даже 9-го класса и для выпускников 11-го класса. Сейчас проходят опробацию эти программы, по ним уже начата подготовка. Но это касается профессионалитета как программ среднего профессионального образования.

И хотелось бы подчеркнуть, что Владимир Владимирович специально указал, что все, кто сейчас учатся, доучиваются так, как они поступили, что рынок труда и государство признают все прежде выданные дипломы: и бакалавров, и магистров, и специалистов.

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация