Авторские материалы Пред- и послерейсовые медосмотры водителей такси: невозможное возможно?

11 апреля 2023, 14:40

Персоны

В России предложили ввести 3-летний мораторий на медицинские осмотры таксистов перед рейсом и после него. По мнению водителей, выполнять требования закона, вступающего в силу 1 сентября, нереально, поскольку в стране нет необходимых инфраструктуры и специалистов. В проблеме разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Олег Яхонтов.

Просьбу отсрочить на 3 года введение предрейсовых и послерейсовых медосмотров озвучили в "Объединении самозанятых России", в котором состоят 30 тысяч водителей. Согласно новому закону "О такси", они имеют право на перевозку пассажиров, но при этом обязаны перед началом смены пройти медицинский осмотр. По мнению таксистов, это сделать невозможно из-за отсутствия в достаточном количестве пунктов для проведения этой процедуры, а те, что есть, не работают круглосуточно. В качестве примера приводится Екатеринбург, где из почти 400 лицензированных пунктов медосмотра ни один не оказывает услуги самозанятым.

Исходя из того, что в стране пока отсутствуют необходимая инфраструктура и специалисты, самозанятые водители попросили чиновников ввести 3-летний мораторий на предрейсовые и послерейсовые медосмотры. В Госдуме, где долго обсуждали закон "О такси", признают существование проблемы, но считают, что 3 года отсрочки – слишком большой срок, а медосмотр водителям необходим, так как от этого напрямую зависит безопасность перевозок. С этим согласен и вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, который считает, что нужны инвестиции, как со стороны бизнеса, так и государства.

ШАПАРИН: Я бы не стал вводить мораторий подобного характера, потому что мы видим и пьющих водителей, и водители с диагнозами садятся за руль, поэтому контроль здесь необходим, но при этом я поддерживаю этих водителей в том, что необходимо в кратчайшие сроки создавать инфраструктуру телемедицины и государству направлять на это средства. Может быть, стоит заложить какой-то переходный период короткий. 3 года – это огромный срок. Просьбы к государству должны быть реалистичными.

В определенной степени решить проблему могли бы дистанционные медосмотры, которые были введены для таксистов в конце прошлого года. По версии чиновников, таксопарки могут приобрести необходимое медицинское оборудование, а самозанятые заключить договор и использовать эту возможность. Правда, вряд ли она будет бесплатной, и стоимость автоматически отразится на ценах такси. Но, по мнению вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, вряд ли есть достойная альтернатива.

ШАПАРИН: Медосмотр удаленный – это единственный, по большому счету, вариант, чтобы обеспечить хоть какой-то медицинский контроль и при этом не создавать коррупционные ловушки. При этом все упирается в количество таких пунктов. По идее, они должны быть повсеместно. Здесь государству необходимо поддерживать компании, которые занимаются установкой таких комплексов, потому что исключительно силами бизнеса вопрос решить не выйдет.

Однако при всей привлекательности идеи с телемедициной за оставшиеся 4 с половиной месяца до вступления в силу новых правил, касающихся медосмотров водителей, произвести, закупить и установить нужное оборудование вряд ли удастся. По мнению руководителя центра компетенций Общественного института развития такси Международного евразийского форума "Такси" Станислава Швагеруса, это – дело далекого будущего.

ШВАГЕРУС: Там содержатся такие требования к этим системам для дистанционного осмотра, что выполнить их сможет, наверное, Роскосмос! И специальное шифрование для передачи данных, и идентификация через "Госуслуги"… И, кроме того, чтобы запустить эту систему в масштабе всего государства, нужно как минимум сотни тысяч единиц специального оборудования, которое на каждой заправке будет, и соответствующее количество инвестиций.

Также эксперты отмечают, что пред- и послерейсовые осмотры по факту существуют лишь в некоторых странах бывшего СССР, и от этой практики можно отказаться, поскольку в масштабах страны ежедневное прохождение медицинских осмотров восемью миллионами водителей неизбежно превращается в фикцию.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация