Авторские материалы Владельцы пунктов выдачи Wildberries ищут поддержки в судах и Госдуме

14 апреля 2023, 11:02

Персоны

Компания Wildberries и владельцы пунктов выдачи теперь разбираются в судах. Последние ищут поддержки и в Госдуме. Те, кто выдают заказы, недовольны условиями работы и массово заваливают суды исками. Их с января этого года подано на 560 миллионов рублей. В Wildberries заявляют, что это "связано исключительно с увеличением масштабов работы и числа партнеров". В сути конфликта разбиралась корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

Пчелы против горького меда. Владельцы пунктов выдачи заказов Wildberries высказывают недовольство маркетплейсом. И готовы судиться, чтобы отвоевать нормальные, с их точки зрения, условия работы.

Баталии продолжаются уже длительное время. Сначала ругались по внутренним канонам, затем бастовали, а теперь уже пошли в суды и Госдуму. Что, безусловно, сказывается на покупателях.

Конфликт между владельцами Wildberries и пунктов выдачи заказов начался из-за введения новой системы штрафов. Она предусматривает, что в случае возврата товара из-за брака или подмены 100% его стоимости удерживается с сотрудника пункта выдачи. Это показалось несправедливым тем, кто работает на выдаче заказов. И часть собственников точек устроили забастовку, в том числе у центрального офиса маркетплейса.

Однако это не погасило конфликт. Те штрафы, которые уже были начислены, компания продолжала требовать. И тогда начались разборки в судах. Сейчас к Wildberries подано более 400 заявлений на 560 миллионов рублей. Это практически столько же, сколько было подано за весь прошлый год.

Большинство истцов – около 300 – продавцы и владельцы пунктов выдачи. Суть исков – несогласие с исполнением обязательств по агентским и комиссионным соглашениям. Истцы пытаются оспорить начисленные ботами маркетплейса штрафы, в том числе за потерянные или поврежденные товары. Конфликт по классике: компания-гигант давит своих мелких партнеров. Последние идут в суд, и правильно делают. Там справедливость будет восстановлена, уверен адвокат коллегии адвокатов "Орлов, Вербицкий, Добровольский и партнеры " Анатолий Вербицкий.

ВЕРБИЦКИЙ: Переложить проблемы системности Wildberries на плечи простых сотрудников – не есть правильный подход. И конкуренция между собой, и внутренние распри повлекли вот такие негативные последствия. То, что вмешались Минтруд и Генпрокуратура, это радует, потому что защита прав простых граждан должна стоять на первом месте. Суды, как правило, встают на сторону пострадавших. И если там незаконно применены штрафные санкции, суд будет разбираться, восстанавливать справедливость. Я полагаю, на стороне работников.

После того как в конфликт вмешались депутаты Госдумы и Минтруд, Wildberries отменила более 10 тысяч "некорректных штрафов" и приостановила списания. Кроме того, компания поменяла правила работы пунктов выдачи и систему контроля за ними. Но при этом в компании подчеркивают, что все конфликты носят внутренний и сугубо формальный характер, и заявляют, что это "связано исключительно с увеличением масштабов работы и числа партнеров".

Тем не менее покупатели уже почувствовали на себе, что Wildberries лихорадит. В соцсетях люди жалуются, что заказы стали приходить с опозданием, вернуть товары стало проблематичнее, а некоторые пункты и вовсе меняют графики работы. На первый взгляд, спор между площадкой и пунктами выдачи заказов – сугубо внутренний конфликт и не должен отражаться на покупателях. Но на деле это противостояние рикошетит по ним, говорит юрист по защите прав потребителей Мария Свиридова.

СВИРИДОВА: К сожалению, Wildberries пытается переложить проблемы на потребителя. Уже введены платные возвраты, и деньги снимаются, в том числе за бракованные товары, и если потребитель не замечает и не подает жалобу, то деньги удерживаются. В совокупности такое отношение к потребителю может привести к тому, что потребитель начнет отказываться от услуг данной площадки. Конкуренты у них есть. И у потребителя есть выбор: либо идти судиться, отстаивая свои права, либо голосовать рублем.

Впрочем, в Wildberries считают, что их многолетние клиенты останутся верными площадке. Там подчеркивают, что покупателя конфликт не коснется, поскольку он "носит внутренний сугубо формальный характер". Представители маркеплейса заявляют, что сложившаяся ситуация связана "исключительно с увеличением масштабов работы и числа партнеров".

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация