Авторские материалы "Смерть шпионам": как работала одна из лучших спецслужб в истории
Персоны
19 апреля отмечают 80-летний юбилей военной контрразведки Смерш. В годы Великой Отечественной войны ее агенты смогли выявить тысячи засланных в советский тыл немецких шпионов и завербованных нацистами диверсантов. Тысячи уголовных дел той эпохи под грифом "секретно" сейчас хранятся в архиве ФСБ. Часть из них открыли для всеобщего доступа. Рассекреченные сводки, отчеты и донесения контрразведчиков изучил корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.
Борьба со шпионажем, диверсантами, предательством и дезертирством – так руководство СССР сформулировало задачи будущей армейской контрразведки, когда учреждало её весной 1943 года. После ряда дискуссий решили назвать её "Смерть шпионам", сокращенно – Смерш.
На самом деле, было три независимых друг от друга Смерша – в армии, военно-морском флоте и НКВД. И входили эти Смерши в состав соответствующих видов вооруженных сил страны. То есть общее представление, что смершевцы – офицеры государственной безопасности, не совсем верное: они по большей части армейцы. Хотя, конечно, именно функции госбезопасности и выполняли.
Всего за годы войны Смершем обезврежено более 30 тысяч шпионов, 3,5 тысячи тысячи диверсантов и 6 тысяч террористов. Ни один стратегический план советского командования не стал достоянием немцев. Армия и флот были надежно ограждены от подрывной деятельности спецслужб нацистской Германии и ее союзников. Смерш боялись и уважали. При этом определить визуально смершевца было практически не возможно, ведь им надлежало носить форму одежды и знаки различия тех воинских частей, которые они обслуживали. То есть если контрразведчик в пехоте, то форма пехотная, если в морфлоте, то черная, морская. В качестве примера – эпизод из знаменитого фильма "В августе 44-го", который и повествует о буднях оперативников Смерша. Там при погоне за диверсантами "эмка" смершевцев лихо обгоняет едущий не по правилам военный джип. После вынужденной остановки армейский майор пытается наказать сержанта – водителя грузовика контрразведчиков.
- Сержант, ко мне, быстро! Садись за руль.
- Есть.
- Как вы смеете обгонять машину старшего по званию? А?Капитан Смерша, в старой гимнастерке с пехотными малиновыми кантами, в ответ показывает щеголеватому майору красное удостоверение спецслужбы.
- Извините, товарищ капитан. Я не знал.
- А вам нечего знать. Есть правила движения, обязательные для всех. И надо их соблюдать.
В последние годы Советского Союза и в девяностые в обществе возникло предубеждение, что смершевцы, делая план, массово карали невиновных, а сами при этом ничем не рисковали, находясь в оперативном тылу. Так вот, статистика боевых потерь говорит об обратном. Служба розыскников Смерша была крайне опасной – в среднем оперативник служил 3 месяца, после чего выбывал по смерти или ранению. Только во время боёв за освобождение Белоруссии погибли 236 и пропали без вести 136 военных контрразведчиков. Это при том, что их совсем не много было в войсках. Гонять, разыскивая диверсантов и шпионов, по заминированным прифронтовым лесам, полям и хуторам, общаться с часто враждебно настроенными местными жителями, многие из которых были откровенными пособниками нацистов, вступать в перестрелки с вражеской агентурой, а также всевозможными бандами бандеровцев и лесных братьев – занятие не для слабонервных.
Работа розыскников Смерша, опять же, лучше всего описана в знаменитом романе Владимира Богомолова "Момент истины", а потом и в его экранизации – фильме "В августе 1944-го". Ну а в честь 80-летия военной контрразведки ФСБ рассекретило ряд уникальных документов. Среди них доклад начальника армейского Смерша Виктора Абакумова об освобождении немецкого пересыльного лагеря военнопленных у села Алексеевка под Сталинградом "Дулаг-205" от 2 сентября 1943 года. В нем Абакумов рассказал, что на территории лагеря и в его окрестностях были обнаружены "тысячи тел военнопленных красноармейцев и командиров, умерших от истощения и холода", а также освобождено "несколько сотен истерзанных, истощенных от голода и до крайности измученных бывших военнослужащих Красной армии".
Также ФСБ обнародовала архивы о зверствах латышских эсэсовцев над советскими пленными. С нацистскими легионерами из этой прибалтийской республики также пришлось разбираться оперативникам Смерша. Ну и, наконец, рассекретили документы Смерша об убийстве 29 февраля 1944 года бандеровцами генерала Николая Ватутина. События происходили на западе Украины.
Судя по отчету расследователей, это не было засадой. Кортеж командующего фронтом, проезжая по одному из сёл ровенской области, натолкнулся на вооруженную банду в количестве 300-350 человек из Украинской повстанческой армии (запрещённой в России). Бандеровцы заметили армейские машины, попытались отрезать им дорогу и окружить с двух сторон. В результате нападения генерала армии Ватутина тяжело ранили в бедро с переломом кости. Охрана смогла его эвакуировать, к его лечению в киевском госпитале подключились лучшие медики, однако спасти не смогли и он скончался от заражения крови. Спустя несколько дней Смерш успешно провел операцию по ликвидации банды националистов, повинных в нападении на генерала.